Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВОЗМОЖНОМ БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА часть 1

--

 

Степень многомерности каждого живого существа, связана с его возможностью приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, что можно рассматривать как эволюцию, в пределах необходимости для этой формы жизни. В то же время возможности человека выходят за пределы необходимости приспосабливаться, потому что человек – многомерное существо, и многомерность его связана с его великим предназначением – его возможностью к беспредельной  эволюции.

Любую возможность можно рассматривать как грань проявления определённой формы жизни, например, насекомого, животного, человека, и её же мы можем рассматривать как субличность (правда, трудно говорить о субличности какого-то насекомого, которое способно приспосабливаться к изменяющимся условиям). Тогда все формы жизни в Мироздании могут быть разделены на одномерных – не способных эволюционировать и даже приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям; на тех, которые имеют возможности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям; и на многомерных, – эволюционирующих существ, к которым следует отнести  человека. Шри Ауробиндо говорит, что все планы сознания низшей сферы миров не способны эволюционировать. Исключением является земной план, на котором обитает многомиллиардное человечество. Земля в Мироздании занимает особое место, так как является местом, на котором встречаются все планы сознания Мироздания, не только низшей сферы миров, но так же и миров супраментальных. И только люди имеют потенциальные возможности подниматься по планам сознания в беспредельности и вечности. И это стало возможным  только потому, что все планы сознания присутствуют не только в сфере Земли, но так же в каждом человеке.

На Земле представлены различные формы жизни, являющиеся представителями всех планов сознания не только низшей сферы, но и высшей – Супраментальной сферы миров. Эти формы жизни являются необходимыми средствами, без которых восприятие других планов сознания человеком и другими формами жизни – невозможно. Каждый план сознания, в сфере влияния которого находится Земля, имеет свою флору и фауну, соответствующую предназначению этого плана сознания. Человек не осознаёт, что находится под влиянием сил этих планов, каждый из которых имеет своё предназначение. Если бы человек осознавал, что его внутренние состояния, вызываемые влиянием сил различных планов сознания, в  действительности принадлежат не ему, и что его собственные усилия, направленные на освобождение от этих сил, были бы недостаточными, так как, соотношения своих индивидуальных усилий и тех космических сил, которые влияют на него, были бы – несопоставимы. Усилия человека, противостоящего океану сил низших планов сознания, кажутся слишком незначительными, что могло бы вызвать у него состояние полной безнадёжности в противостоянии его воли воле целого плана сознания. Поэтому иллюзия, при которой человек осознаёт влияния различных планов сознания, как проявления его собственной природы, которую он вполне может преодолеть, прилагая свою волю, помогает духовному искателю на внутреннем пути выполнять своё предназначение. Все планы сознания низшей сферы миров представлены в человеке субличностями, которые подобно привратникам через чакры соединяют человека с этими планами сознания. Шри Ауробиндо, говоря о планах сознания низшей сферы миров, назвал их неэволюционирующими, и причиной этого является их одномерность. Можно привести аналогию, поясняющую термин – одномерность. Человек в своей жизни использует множество одномерных предметов: например, пила предназначена для того, чтобы пилить, но ею невозможно копать землю, что-либо забивать, а вот топор – двумерный, так как у него кроме острой его части есть ещё и обух, которым можно, что-либо забивать. Ручка, которой человек пишет, ножницы, которые он использует в своей работе и ещё множество одномерных предметов, которые используются человеком в его многомерном труде, необходимом для его жизни. Тогда, неэволюционирующие планы сознания – тоже одномерные, так как каждый из них вызывает в человеке какое-то одно эмоциональное состояние, влечение или побуждение, которые, как мы уже знаем, человек принимает за свои собственные состояния или реакции. Находясь под влиянием какого-либо плана сознания, человек может вести себя – при взаимоотношениях с внешней реальностью, как одномерное существо и тогда в нём полностью отсутствует критическое отношение к своим поступкам и осознание адекватности своего поведения. Это связано с тем, что человек, переживая и действуя, как одномерное существо, не способен осознать себя со стороны другого более высокого измерения. Такое состояние человека, когда он действует как одномерное существо, является одним из вариантов захваченностей. Всевозможные конфликтные отношения обычно связаны с захваченностями одним из витальных планов. Человек при этом становится одномерным существом и не осознаёт своей неадекватности. Инстинкты всегда связаны с сужением сознания до его одномерности, и тогда человек может совершать насилия, выходя за пределы социальной адекватности. Любые ярко выраженные эмоциональные состояния подавляют своей интенсивностью возможности сознания оценивать состояние и поведение человека со стороны (скорее сверху, так как оценка всегда осуществляется с более высоких позиций сознания). Любая захваченность обязательно сопровождается адекватными ей автоматизмами, которые в социальной реальности чаще всего оцениваются, как неадекватные. Например, человек, захваченный компьютерными играми, погружаясь в игровую ситуацию, действует автоматически и адекватно сюжету игры, но для социальной реальности, в которой этот человек живёт, он неадекватен, т.к., будучи захваченным игрой, жертвует временем, необходимым для целенаправленной социальной жизни. Одной из особенностей захваченностей является их способность трансформировать сознание человека, делая его более механистичным и примитивным. Например, приходит взрослая внучка к своей бабушке. Садятся за стол, бабушка угощает свою внучку «чем Бог послал» – чаем с бутербродами с сыром. Внучка благодарит бабушку за угощение и говорит ей: а у меня есть с собой сыр и я могу достать его? – Нет, не надо, отвечает деликатно бабушка, нам с тобой на чай хватит того, что есть. Но внучка не унимается и делает бабушке пенсионерке очередное предложение: –  бабушка, а у меня есть с собой деньги, и я могу дать их тебе, ведь ты же на пенсии. Бабушка и в этом случае не принимает предложение внучки и говорит, что она уже привыкла жить по принципу: «по одёжке протягивай ножки». И понять бабушку можно, так как позади каждого «могу» в предложениях внучки, стоит ожидание отказа от сделанного предложения. В современном мире, захваченного всевозможными гаджетами, с которыми постоянно «общаются» люди, исчезает тонкость понимания двусмысленности некоторых слов и фраз. С электроникой всё проще – пользуясь ею, человеку нет необходимости понимать скрытое, невысказанное намерение собеседника и люди постепенно переходят на механический способ общения, который непонятен бабушкам.