Внимание может быть неосознанным и осознанным. Неосознанное внимание – это форма без содержания, которую можно сравнить с ружьём, заряженным холостыми патронами, в которых нет ни пули, ни чего-то ещё, способного поразить цель. Неосознанным вниманием пользуется ментал, витал и физический ум. Осознанное внимание проявляется намерением человека через его волю, которая всегда является частью намерения. Можно сказать, что осознанное внимание содержит в себе активно направленное намерение, которое подменяет намерение того, что духовный искатель исследует и, соответственно, трансформирует исследуемый объект. Дело в том, что все живые объекты имеют намерение, оставаться такими, какие они есть. Человек не является исключением, в нём так же есть намерение оставаться таким, какой он есть. Если изменить намерение человека, то соответственно, будет меняться и его состояние.
Любые объекты, будет ли это человек, или какой-то живой организм, содержат в себе намерение жизни и… смерти. Намерение жизни поддерживает инстинкты, способствующие выживанию как отдельного человека, так и человечества, проявляет себя в любой созидательной деятельности. Намерение смерти, которое так же, как и намерение жизни проявляет себя с первых дней жизни человеческого существа, противостоит намерению жизни и проявляет себя как индивидуальность, которая хочет удовольствий, не прикладывая для этого соответствующих усилий, побуждает человека к пассивности, подчинению желаниям, позволяет эмоциям реализовать себя, не взирая на последствия. В тех случаях, когда намерение жизни в человеке проявляет себя в необходимой для поддержания работоспособного состояния физической активности, например, по утрам занимается зарядкой, ведёт трезвый образ жизни, намерение смерти будет всячески соблазнять человека отказаться от утренней зарядки – сделать её в укороченном варианте или же заменить её на какой-либо облегчённый вариант. При внимательном исследовании намерения смерти, человек может обнаружить, что оно при возможности будет «ставить палки в колёса» всем намерениям жизни. Кстати, отвлекаемость человека и захваченность его различными вредными привычками – это так же проявления намерения смерти. Но намерения смерти проявляют себя и во многих процессах, происходящих в организме, например, участвует в снижении иммунитета, вызывает состояние неуверенности при взаимоотношениях с другими людьми, что в значительной степени влияет на функциональное состояние организма. Намерение смерти, стремясь противостоять намерению жизни в случае победы, отбирает у намерения жизни ту энергию, которая была предназначена для реализации чего-то намерением жизни, и в следующий раз намерению жизни для аналогичной деятельности будет выделено энергии меньше, чем это необходимо. Таким образом, намерение смерти может постепенно занять ведущее положение, для исправления которого в дальнейшем потребуются значительные усилия.
Намерения смерти, так же как и намерение жизни, стремится использовать для себя всю энергию человека и ей постепенно это удаётся – человек это осознаёт по мере старения организма. В молодом и среднем возрасте, когда энергии жизни у человека много, он не замечает, что этой энергии становится меньше, но однажды он обнаруживает, что ему стало труднее запоминать имена людей, с которыми его познакомили, труднее понимать необходимый для него текстовый материал, а при написании текста, труднее находить синонимы. Более того, при необходимости выполнения какой-либо работы, намерение смерти, проявляющая себя как пассивная индивидуальность, тут же предлагает перенести эту работу на более позднее время, что «работа не медведь, в лес не убежит», или предлагает заняться чем-то более интересным, например, покопаться в интернете, посмотреть какой-нибудь фильм. А при выполнении какой-либо текстовой работы постоянно побуждает отвлекаться на несущественные мелочи, что сказывается не только на скорости выполнения этой работы, но и на её качестве.
С возрастом возможности человека тают, но ему всё равно хочется жить, и не ради чего-то важного, что он ещё не успел сделать, но жить ради жизни, никому и не для чего не нужной, пусть даже в доме престарелых, если позволят финансы; жить в обнимку с телевизором. Но такую жизнь можно назвать пустой, так как она не заполнена ни творчеством, ни делами «не для себя». Пустой ещё и потому, что у человека уже нет энергии для чего-то другого, кроме существования, намерение смерти использовало её для своих целей.
Пустое внимание не меняет уровень вибраций сознания того, что оно наблюдает. Такое внимание предназначено для внешнего ума и оно не имеет трансформирующей силы, потому что оно проявляется на том же уровне сознания, что и объект, на который оно направлено. Есть ещё одна особенность пустого внимания – оно всегда проявляется «задним числом». В отличие от пустого внимания, полное внимание всегда проявляется «здесь и сейчас», и оно содержит в себе, часто не осознаваемое намерение – заменить более низкие вибрации сознания исследуемого состояния, более высокими, соответствующими уровню вибраций сознания «Свидетеля», что приводит к трансформации наблюдаемого объекта. Можно сказать, что духовный искатель, исследуя свои состояния, постепенно трансформирует себя, придавая своим субличностям «звучание» более высокого сознания. Таким же образом происходит трансформация эго, которое, приобретя более высокое «звучание», перестаёт привязывать человека к значимостям проявленного мира. И, наконец, когда субличности получают более высокое состояние сознания – в человека через его голову нисходят вибрации более высокого сознания. Далее весь цикл внутренней работы повторяется, но уже на более высоком уровне сознания.