Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Синтез Йоги Ш.А. Введение. Гл. 5. Компиляция.

--

Процесс преобразования низшей природы под воздействием высшей отличается тремя характерными признаками. Во-первых, для него не существует каких-либо строгих правил или фиксированной системы, как в  отдельных направлениях йоги, — скорее, это свободное, внешне непоследовательное, но, тем не менее, целенаправленное и неуклонное действие, осуществляемое в зависимости от характерных особенностей личности, в которой оно разворачивается, полезных качеств, свойственных индивидуальной природе, и тех препятствий, которые она создает на пути очищения и совершенствования. Из этого следует, что каждый человек в своем движении по пути йоги, в известном смысле, использует свой индивидуальный метод. И в то же время, существует несколько общих направлений внутренней работы (справедливых для всех систем йоги), которые позволяют нам создать не просто жесткую систему, а нечто вроде «шастры» или научного метода такой синтетической йоги.

Во-вторых, этот процесс, будучи интегральным, принимает нашу природу такой, какой она сформировалась в процессе нашей прошлой эволюции, и, не отвергая в ней ничего, ведет нас к божественному преображению. Каждая часть нашего существа, оказавшись в искусных руках великого Мастера, подвергается трансформации и являет свой подлинный и совершенный образ, которому ныне наша природа безуспешно пытается соответствовать ныне. Наблюдая на собственном опыте за развитием этого процесса, мы начинаем понимать, как устроено это низшее проявленное существо, и осознавать, что все в нем, сколь бы уродливым, низменным и примитивным оно ни казалось, является лишь более или менее искаженным или несовершенным отражением какого-то элемента или действия, принадлежащего гармонии божественной Природы. Мы начинаем понимать, что имели в виду риши Вед, описывая праотцев человечества, которые, как кузнецы на своей наковальне, выковывали формы для богов.

В-третьих, действуя в нас, божественная Сила использует все обстоятельства нашей жизни в качестве средства для практики интегральной Йоги. Любое переживание, любое взаимодействие с внешним миром, даже самое незначительное или самое губительное, находит место в этом преобразовании, и каждый внутренний опыт, вплоть до самой жестокой боли и самого постыдного падения, становится шагом на пути к совершенству. И мы начинаем ясно видеть, как действует в нас тот универсальный метод, при помощи которого Бог ведет к совершенству весь этот мир; мы постигаем Его замысел — открыть свет в темноте, могущество в слабом и падшем, блаженство в горе и страдании.  Мы обнаруживаем, что  в деятельности как низшей, так и высшей природы божественный метод по сути своей один и тот же, — только в одном случае этот процесс является медленным и неосознанным, основанным на подсознательной деятельности Природы, а в другом — он становится быстрым и осознанным, поскольку инструмент узнает руку Мастера. Вся жизнь — это Йога Природы, стремящейся проявить Бога, скрытого в ней. Обращение к йоге происходит в тот момент, когда это стремление может стать сознательным, а значит, достичь в человеке своей подлинной цели. При этом энергии, которые рассеивались и беспорядочно использовались в эволюции на уровне низшей природы, должны быть собраны воедино и сосредоточены на достижении одной цели.