Человек – открытая система, поэтому он никогда не бывает свободным. Правда, когда он испытывает радость жизни, то в это время он осознаёт в себе состояние свободы. На самом деле человек всегда от чего-то или от кого-то зависит и не бывает свободным никогда. Например, человек может быть несвободным от чувства голода, который заставляет его утолить этот голод. И тогда человек вновь чувствует себя свободным от голода, хотя при этом он может находиться в обстоятельствах несвободы. Поэтому, когда мы говорим о несвободе, то следует задать вопрос: что делает вас несвободным? Или, от чего вы хотели бы освободиться?
Ещё раз хочу повторить: человек никогда не бывает свободным и вообще жизнь невозможна для закрытых систем, хотя, именно закрытые системы могли бы быть свободными. Закрытой системой является мёртвое человеческое тело – оно ни от кого и ни от чего не зависит, и всё, что происходит вокруг него, его совершенно не волнует.
Но посмотрите вокруг себя внимательно, и вы обнаружите множество частично мёртвых людей. У них какая-то часть их психологической личности мертва. У одних закрыта возможность чувствовать совесть, для других невозможно сострадание, третьим чуждо чувство благодарности, у четвёртых отсутствует чувство патриотизма и т. д. Мы говорим о психологическом дефекте, который делает людей от каких-то факторов реальности мира свободными. Но, ещё раз, для всех живых существ, и тем более для эволюционирующего человечества очень важна открытость реальности мира, потому, что в этой реальности пролегает путь духовного искателя, и, эта реальность даёт человеку пищу для его внутренней работы.
Можно предположить, что неведение, за пределами известного человеку замыкает его в закрытую систему и этим самым препятствует его внутренней работе. Но неведение одно из необходимых условий успешности внутренней работы, так как там, за пределами известного, находятся сокровища знаний, получив которые духовный искатель приобретёт возможность сделать следующий шаг, раздвигая пределы неведения. И ещё, на внутреннем пути важны усилия, которые прилагает духовный искатель для осознания всевозможных состояний. Дело в том, что усилия поддерживают направленность внимания, увеличивают восприимчивость и различение оттенков исследуемых состояний, что очень важно, так как в формировании этих эмоциональных состояний в различной последовательности участвуют все субличности человека. Мы должны знать, что субличности человека связаны с планами сознания всего Мироздания, но в первую очередь с планами сознания низшей сферы миров. На более тонких уровнях сознания человек при исследовании своих внутренних состояний, может обнаружить спящие субличности, которые при созвучии с ними близко стоящих субличностей могут из потенциальных закрытых субличностей перейти в состоянии открытости., что приведёт к росту сознания человека. В завершение об этом – внутреннем усилии можно сказать, что оно противоположно усилиям внешним, физическим. Человек при внутреннем усилии стремится к тому, чтобы его внимание было максимально неподвижным, и находиться в состоянии глубокого покоя, что способствует повышению восприимчивости, и обеспечивает направленность и неотвлекаемость человеческого внимания. Во внутреннем неподвижном, осознающем внимании человека всегда присутствует знание цели. Духовный искатель должен помнить, что жизнь человека, чем бы он ни занимался в этом проявленном мире значимостей, должна всегда иметь высокую цель, выходящую за пределы обыденности этого проявленного мира. В противном случае жизнь человека сравнима с жизнью очеловеченного животного.