Человек получает опыт, когда он осознает какие-либо внутренние состояния с позиции «свидетеля». При этом человек может наблюдать с позиций витального ума, за движениями физического тела, с позиций ментала за различными эмоциональными реакциями, желаниями, стремлениями, побуждениями, и с позиций сознания, за активностью ума. Практически, каждая более высокая позиция дает возможность человеку наблюдать за активностью всех более низких уровней человеческого существа. Кроме того, при образовании более высокой позиции, с которой становится возможным наблюдение за состоянием более низких частей человеческого существа, отпадает необходимость в существовании предшествующих более низких позиций. Другими словами, у человека может быть только одна позиция, с которой возможно наблюдение или осознание различных реакций человеческого существа. Эта позиция, перемещается, по мере внутренней духовной практики, от своего низшего состояния до высочайшего, когда «свидетелем» различных состояний, переживаемых человеком, становится его истинное «Я».
Кроме того, человек должен сформировать и внешнего «свидетеля», который должен быть тесно связанным со «свидетелем» внутренним. Внешний «свидетель» должен осознавать обстоятельства, которые вызывают те или другие внутренние реакции, или вызывают изменения отношений к окружающим человека объектам. Благодаря такой работе, у человека формируются причинно-следственные связи между внутренними состояниями и различными событиями внешнего мира. Кроме того, эта работа раскрывает в человеке бдительность и способность предвидения.