Некоторые люди, стремясь к необычному, ради собственной исключительности, ищут учителей, которые сделали бы за них ту работу, которая требует постоянных и терпеливых усилий. Они даже готовы платить за это своим учителям. Вместо того, чтобы самим подниматься по крутому склону горы знаний.
– Ты возьми меня на свои плечи, чтобы поднять к вершине этой горы – говорят они, – а за это я тебе хорошо заплачу. Неужели же мы сами должны подниматься по этой круче, когда у нас есть деньги. В нашем мире на деньги можно купить все и мы хотим у тебя купить просветление.
– Но на гору необходимо подниматься самому, даже если ты имеешь много денег. Ни один самый могущественный учитель не сможет это сделать за вас. Каждый человек имеет свою тропу, ведущую к одной и той же для всех вершине, и ни один человек не может идти к ней тропой учителя или кого-либо другого. Учитель не может принести ученика на вершину на своих плечах, это может сделать только сам ученик, идя своей тропой к общей вершине совершенств. Все мы, люди, разные, поэтому каждый человек на пути к вершине совершенства преодолевать свои трудности, что даст ему свой индивидуальный опыт, благодаря которому духовный искатель получит возможность сделать по направлению к вершине свой следующий шаг. Невозможно свой путь к вершине пробежать, так как каждый следующий шаг потребует от человека состояния готовности к нему. Эту готовность духовный искатель может получить, только приобретя свой индивидуальный опыт. При подъеме в гору все ценности материального мира и все личностные особенности, которые человек постоянно «носит у себя за спиной в огромном рюкзаке», становятся его препятствием, потому что они тянут его вниз с непреодолимой силой. И здесь помощь учителя становится как нельзя более своевременной. Учитель предлагает ученику выбросить содержимое рюкзака, которое не только тянет его вниз, но и давит ему на спину.
– Ты должен выбрасывать те вещи, – говорит ему учитель, – которые особенно тяжелы и к тому же своими острыми углами давят тебе спину. Если ты не сделаешь это, то никогда не поднимешься к вершине своих стремлений. В этой метафоре речь идёт не о материальных ценностях, а об их значимостях для человека. Именно значимости этого проявленного мира привязывают человека к себе и делают ношу для человека, поднимающегося в гору, непосильной.
И ученик видит насколько учитель «жесток и груб», что не понимает, что все эти вещи ему очень нужны, что они его часть, и без них он не сможет потом жить среди людей. Но учитель настаивает, и только немногие ученики соглашаются следовать советам своего учителя. Чаще всего люди остаются у подножия горы и изучают всевозможные тропы, которыми прежние учителя поднимались к своей вершине. Иногда они настолько хорошо знают маршрут какого-либо из учителей, что называют его своим учителем, а себя его последователями. Но каждый учитель оставляет после себя только карту горы и того пути, которым он сам пришел на свою вершину. На этой карте нет того маршрута, которым должен идти ученик.
Но большинство людей, узнавших, что для каждого человека существует свой путь к вершине, которой он может достичь, не спешат к ее подножию, от которого они могли бы начать подниматься. Они откладывают свое восхождение на более поздний срок своей жизни, потому что в настоящее время они очень заняты неотложными делами материального мира, в котором, как они думают, без них работа не может быть сделана. И, кроме того, в мире еще так много удовольствий, встречающихся на каждом шагу. Эти удовольствия можно заработать, выиграть и, наконец, купить. И вообще, за деньги можно купить все. Обычно человек не знает, что ценным является опыт восхождения, а не его финиш. Даже в материальном мире ни один альпинист не согласиться покорять вершины при помощи вертолета. Вершина – это только награда, это только последняя ступень восхождения. И каждое восхождение – это множество мелких шагов, это бесконечные преодоления самого себя и это постоянная трансформация сознания, по мере получения опыта восхождения. И только тогда, когда трансформация сознания достигнет нужной величины, человек может оказаться на вершине своей горы. Никто, кроме самого человека, не может совершить восхождение и никто не может помочь ему преодолеть самого себя. Только он сам.
Часто люди не знают, что учитель может придти только один раз. И не важно, как он придет. Может быть, это будет книга, а может быть какая-то лекция или беседа, на которой он «случайно» окажется. И ему здорово повезет, если этим учителем окажется человек. Прелюдия встречи с учителем вначале осознается как смутный зов. Этот, едва уловимый зов, приходит изнутри, как неопределенное осознавание чего-то ценного, которое не похоже на любые ценности внешнего мира. И это может быть началом поиска встречи с Учителем. Но, может и не быть, потому что привязанности к значимостям внешнего мира могут быть настолько велики и многочисленны, а проблемы так важны, что все это можем решить только мы сами. И тогда человек отворачивается от тихого внутреннего призыва, который следующий раз станет еще менее слышным или даже совсем не слышным. Это значит только одно – мы отвернулись от приближающегося к нам учителя. И не смотря на то, что встреча могла состояться, она, к сожалению не произошла.
Но если мы все-таки встретились с учителем, то одним из признаков того, что учитель истинный, будет являться то, что он не будет обещать просветления, но только помощь в пути. Он не будет брать трудности пути на себя, потому что это главные ценности пути ученика, без которых невозможен опыт. И он будет безжалостен ко всему, что может мешать ученику на духовном пути.