Наша память является одним из краеугольных камней нашей личности. Мы помним наше прошлое, и используем его опыт в настоящем. Прилагая волю, мы стремимся к предполагаемому будущему, и помним последовательность шагов, которые для этого должны сделать. Каждое слово нашей речи, как в устной, так и в письменной форме сохраняется в нашей памяти, чтобы быть использованными при общении с другими людьми или же при получении необходимой для нас информации. Кстати, слова, которые мы используем как в устной, так и в письменной форме, становятся для нас понятными, если они формируют внутри нас соответствующие образы. Более того, любые наши действия во внешнем мире или же направленные на исследования нашего внутреннего мира становятся возможными, если в нашем внутреннем пространстве будет создан соответствующий динамический образ предстоящих действий или процессов. Таким образом, проявленная реальность мира со всеми его значимостями, и наши способы взаимоотношений с ним, изначально существует внутри нас. И для каждого человека виртуальная реальность мира имеет свои особенности, так как все люди чем-то в своих возможностях и психологических особенностях отличаются друг от друга. То же самое необходимо сказать и о значимостях проявленного мира, ценность которых каждый человек переживает индивидуально. Например, для духовных искателей, материальные значимости не имеют материальной ценности. Но внутренние образы возникают у человека и тогда, когда он слышит речь или читает какой-либо текст, или же «видит» какое-то изображение, например, на экране телевизора. И человек может осознать только то, что сформировалось или отразилось в нём в виде образа. Например, когда ваш собеседник рассказывает какую-нибудь интересную историю, то вы понимаете его только тогда, когда внутри вас возникают соответствующие зрительные и эмоциональные образы.
Внутренние образы становятся более яркими, когда вам одно и то же повторяют много раз, в различных вариантах. И чем ярче внутренний образ, например, каких-то личностных качеств человека, тем в большей мере слушатель доверяет ему. Таким способом, манипулируя значимостями, можно из преступника сделать святого, а из святого – преступника. И на этом же построена ложь, в которой умолчат о каком-то одном качестве человека, и преувеличат другое, или же добавят третье качество, которого у человека никогда не было, и мы уже верим, что перед нами святой или преступник. И здесь для усиления эффекта используют повторение определённых утверждений, в незначительных вариантах. Для контраста, который может усилить нужный эффект, можно показать человека с противоположными качествами, и, перед нами готовый святой с нимбом вокруг головы. Хотя этот «святой», возможно, – ловкий преступник. Здесь я рассказал о некоторых приёмах внушения, что связано с таким психологическим качеством, как внушаемость. Рассмотрим это явление подробнее, так как оно имеет прямое отношение к человеческому общению.
В медицине и социальной психологии состояние внушаемости ассоциируются с гипнотическими фазами, и гипноз выделяется в самостоятельное состояние, в котором может находиться человек при определённых обстоятельствах. В то же время различные фазы внушаемости рассматриваются как проявления гипноза. В медицине это состояние называют гипнозом от имени греческого бога сна – Гипнос. Но человек может находиться в гипнотическом состоянии и не спать, и выглядеть бодрствующим. И даже если мы спросим его, находится ли он в гипнотическом состоянии – он ответит отрицательно. О гипнотических состояниях я подробно описал в своей книге: «Гипноз и психология общения». Дело в том, что человек, будучи социальным существом, должен соответствовать определённым принципам иерархических взаимоотношений, без чего никакая социальная группа существовать не может. В любых человеческих сообществах, в процессе их формирования возникают состояния подчинённости или даже зависимости одних людей от других. Без этого не может быть гармоничной никакое социальное объединение. Конечно, здесь может последовать вопрос: а как же единство? Абсолютного единства, созвучия или гармонии не бывает и никогда не будет, даже если человек станет гностическим существом, потому что полного единства с Божественным или с другими гностическими существами – не бывает в связи с тем, что люди – эволюционирующие существа, а для этого необходима «разность потенциалов». Полное единство – это когда человек достиг своей цели и стал не только единым с объектом своих стремлений, но при этом, у него не осталось в поле его мировоззрения свободного места, которое побуждало бы его стремиться к чему-то более совершенному и высокому, чтобы быть заполненным им. Стремление к чему-либо, например, к единству с определенными знаниями и ещё с чем или с кем – либо, может появиться в человеке, только когда он испытывает ментальный или витальный голод, что сравнимо с голодом физическим. Но этот «голод» никогда не удовлетворяется полностью, потому что возможности человека беспредельны, и удовлетворение и реализация одной возможности подготавливает к раскрытию возможности другой, которая так же будет вызывать в человеке «голод».
Здесь мы уже говорили, что человек, потенциально, – космическое существо и нет предела его, пока ещё не раскрытым, возможностям. Это является причиной его стремлений и желаний, которые могут быть направлены как к совершенству, и прекрасному, так и к разрушительному и несущему страдания. Внушаемость человека возрастает при обстоятельствах безысходности, выйти из которых человек сам не в состоянии. При этом у людей может повышаться доверие к лидерам, так как человек сам полностью решить свои проблемы не может. Повышение внушаемости природой вложено в человека и при внезапных стихийных бедствиях, при которых человек в одиночку выжить не может, и надеется на помощь других людей. И, наконец, внушаемость человека повышается в присутствии авторитетного для него лица, и даже тогда, когда авторитетный человек появляется на экране телевизора, или же о нём упоминает кто-то из присутствующих людей, и внушаемость человека всегда повышается, когда какого-то мнения придерживается большинство людей и присутствующие, которые прежде не имели о чём-то своего мнения, примут мнение окружающего большинства. Поэтому, при голосовании очень важно так подсчитать голоса, чтобы «за нужного» человека было подавляющее большинство голосов. И чем больше будет за «нужного человека» голосов, тем большим доверием он будет пользоваться у народа. Не напрасно однажды Сталин сказал: «не важно, как проголосовали, важно, как подсчитали».
Общаясь с людьми, мы однажды можем осознать, что индивидуальные человеческие психологические особенность во многом состоят из привычек, которые, не осознаваемые человеком, управляют им.
Говоря об отношениях, мы должны помнить, что все мы разные. И эта особенность особенно ярко проявляется, когда мы стремимся к единству. Человек – многогранное существо, и стремясь к единству, он никогда не достигнет его полноты, потому что грани человеческой личности – это его открытые возможности, а мы уже здесь говорили о том, что человек – космическое существо и имеет бесконечное число возможностей.
И ещё немного о воспитании, так как воспитание без общения невозможно. При воспитании отношения не должны стимулироваться деньгами или другими ценностями. Принцип отношений при воспитании основывается на своеобразной взаимности – я создаю для тебя материальные удобства, а ты участвуешь в сотворении и поддержании общего, например, семейного благополучия. При работе, человек за труд получает какое-то количество денег. При воспитании, воспитанник, за получаемые им условия жизни, прикладывает собственные усилия для воспроизводства общего семейного блага, что формирует в нём чувство единства с теми, которые производят блага – с его родителями.
У каждого человека формируются положительные эмоциональные состояния, когда он социально необходим и, соответственно, социально значим. Но это чувство социальной необходимости у воспитанника может не только не раскрыться полностью, но даже деградировать, будучи не востребованным, что происходит в тех случаях, когда воспитатели, создавая блага для своего воспитанника, при этом испытывают удовольствие, получая, таким образом, самовознаграждение за свои усилия. И в то же время, такие условия воспитания не формируют в воспитаннике чувства единства со своими родителями, или чувство долга. При этом, здесь надо заметить, родители поощряют своего воспитанника за сделанную им работу не материально, повышая его чувство собственной значимости. Это поощрение, примерно, выглядит так: «как это у тебя хорошо получается, ты мне очень помог, вместе мы эту работу сделали хорошо и быстро». И в то же время, такое воспитание формирует в воспитаннике не только чувство единства, но и чувство долга перед воспитывающими его родителями. Он знает, что родители нуждаются в его помощи. Если приходится воспитывать двоих и большее количество детей, то при поощрениях никогда не следует сравнивать их между собой: спасибо, Коля, за помощь, ты это сделал лучше, чем Саша. Такое поощрение будет формировать у Коли чувство превосходства над своим братом.