Человек – многоплановое (многомерное) существо, так как в нём пересекаются все планы сознания низшей сферы миров и даже есть в нём каузальное (причинное) тело, имеющее отношение к супраментальным планам сознания – (высшая сфера миров). И единство человека с Мирозданием осуществляют своеобразные приёмники влияний всех планов сознания реальности мира – чакры. Шри Ауробиндо говорил, что кроме семи основных чакр у человека есть чакры ниже Муладхара чакры, которые распределяются даже ниже ступней ног, и выше Сахасрара чакры расположенные над головой. При этом чем ниже располагаются чакры, тем более низкие вибрации сознания они проводят, а чакры, располагающиеся выше головы, проводят высочайшие вибрации сознания высшей сферы миров. Такая функция чакр, проводящих влияния от низших планов мироздания до высочайших, может создать у человека образ, в котором низкие планы сознания находятся где-то внизу, возможно, даже под землей, а высочайшие планы сознания располагаются где-то в небесных высотах. В действительности, все планы сознания, словно радиоволны, занимают одно и то же пространство мироздания, и человек может воспринимать те из них, на которые настроено его восприятие. Когда Мать Мирра, после того как Шри Ауробиндо оставил своё тело и ушёл на план Верховного Разума – план богов, однажды побывала у него в гостях, то нашла его в известном ей, его земном кабинете за работой… Это лишний раз подтверждает, что все планы сознания занимают одно и то же пространство Мироздания и в этом пространстве находится и наша планета – Земля, всё зависит от состояния готовности к восприятию человеком определённого плана сознания и непоколебимого его намерения. Здесь же, в пределах планеты Земля, находятся и самые низшие планы сознания и высочайшие – супраментальные. Можно сказать, что здесь на Земле, и ещё где угодно, находятся и ад и рай. Всё зависит от состояния сознания человека при его жизни и соответственно состояние сознания его витальной души, которая попадает на те планы сознания, которые человек преимущественно проявлял при своей жизни в своём физическом теле. В подавляющем большинстве случаев человек не осознаёт, что он является марионеткой сил определённых планов сознания, которые, пользуясь его неведением, связанным с его неспособностью восприятия всего, что лежит за пределами возможностей его восприятия, управляют им. Всё внимание человека постоянно привязано к значимостям проявленного мира, который стеной неведения отгораживает сознание человека от мира непроявленного. Человек может выйти за пределы неведения, только в том случае, если он ослабит, а затем и освободиться от влияний проявленного мира, привязывающего всё его внимание к себе. Это становится для человека возможным только тогда, когда он начинает исследовать в себе различные внутренние эмоциональные состояния, возникающие в нём – «здесь и сейчас», или в связи с влияниями внешнего мира или при воспоминании некоторых событий прошлого. Но опять-таки, переживания этих событий должно быть состояние «Здесь и сейчас». Просто воспоминания своих эмоциональных состояний, которые были в прошлом, не освободят человека от привязанностей к значимостям проявленного мира. Это освобождение возможно только тогда, когда человек осознаёт свои состояния «здесь и сейчас». Это связано с тем, что только в настоящем времени происходит встреча наблюдающего сознания, той его части, которую мы называем «Свидетелем», и которая формируется в более высокой части сознания, чем те состояния, которые он наблюдает и исследует. При этом, «Свидетель» не привязан к значимостям проявленного мира и к тем состояниям, которые эти привязанности вызывают – он их исследует. При осознании «Свидетелем» любых состояний, в которых находится человек, «Свидетель» своим вниманием прикасается к исследуемому состоянию и повышает частоту вибраций этих состояний в соответствии со своей частотой. Здесь «Свидетеля» можно сравнить с контролирующей вышестоящей организацией, независимой от тех, которых она контролирует, но в то же время определяющую соответствие этих организаций с их предназначением. Именно в состоянии «здесь и сейчас» происходит разделение сознания, на ту его часть, которая является «стартовой площадкой» для выхода за пределы проявленного мира – это «Свидетель», который на самом деле является одной из субличностей, имеющей наиболее высокие вибрации сознания, чем все остальные субличности, которые привязаны к значимостям проявленного мира. В дальнейшем, по мере того, как человек продолжает исследовать свои различные внутренние состояния, происходит своеобразное «заражение», или навязывание «Свидетелем» своей частоты вибраций сознания тем субличностям, которые ответственны за определённые эмоциональные состояния человека, в результате чего ближайшие к «Свидетелю» субличности приобретают такие же высокие вибрации и становятся частью «Свидетеля». И однажды «Свидетель», достигнув определённой полноты спектра вибраций сознания становится каналом, по которому поток влияний более высоких планов сознания, входит в человеческое существо, что воспринимается человеком, как поток покоя, входящий в него через голову и распределяющийся во всём его существе. Нередко, нисхождение потока покоя сопровождается состоянием ананды, исходящей из его «сердца».
Мы должны знать, что у каждого человека есть своя судьба, которая неуклонно ведёт его к завершению жизни, и изменить её человек не может, если не будет для этого Божественная милость. Не каждый человек может встать на духовный путь, потому что изначально ему предопределено его предназначение, и жизнь ему дана, чтобы он это предназначение выполнил. Нет ни одного человека на Земле, который бы решал свою судьбу сам, вспомним слова Иисуса Христа: «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». Здесь мы можем коротко остановиться на некоторых проявлениях человеческой судьбы, и конечно же, коснёмся состояния свободы и иерархии человеческих судеб.
У Бога не бывает случайностей, и появление жизни на Земле, такой, какую мы видим вокруг себя, так же не случайно. Спектр жизни на Земле, представленный животным и растительным миром, отражает спектр планов сознания в Мироздании, в котором все формы жизни являются необходимыми. Человек, среди земной жизни занимает особое место, так как отражает в себе все планы сознания Мироздания, что не характерно ни для одного растения и ни для одного животного.
Каждая форма жизни, обитающая на Земле, имеет свои эволюционные пределы, в которых допустимо раскрытие их возможностей. Эти формы жизни имеют ограниченное число чакр и ограниченное число лепестков в чакрах в соответствии с их предназначением на Земле. Некоторые формы жизни такие как комары, из обитателей океанов – латимерия и др., возможно имеют всего одну чакру с одним лепестком, что определяет связь их сознания только с одним планом реальности. А мы помним слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что планы сознания низшей сферы миров – не эволюционирующие, следовательно, и те формы жизни, которые связаны только с каким-то одним из миров низшей сферы, так же не способны эволюционировать. Можно предполагать, что великое разнообразие форм жизни на Земле является необходимостью для связи Земли с планами сознания низшей сферы миров, без чего невозможно было бы существование человека, как эволюционирующего существа.
В намерении Бога прошлое, будущее и настоящее – существуют одновременно, но так как в Мироздании есть только Бог и океан его намерения, заполняющего всё Мироздание, то все формы жизни, следуют своей судьбе, которая является частью намерения Бога, и которая содержит в себе всю судьбу каждой формы жизни, в том числе и человеческую. Об этом знал и Иисус Христос, когда сказал, что «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». Поэтому, свобода действий человека в его взаимоотношениях с реальностью мира – это человеческая иллюзия, которая так же имеет своё предназначение. В действительности, у человека есть только одна свобода – быть сознательным к всевозможным внутренним состояниям, возникающим при взаимоотношениях с реальностью мира. В тоже время эта осознанность не должна быть пассивной – человек должен быть активным в отношении того, что он исследует в себе. Он должен принимать или отвергать в себе всевозможные желания, влечения и побуждения в зависимости от того, соответствуют ли они духовным принципам или нет. Для обывателя важно, осознав в себе какое-то влечение или побуждение, позволить себе реализовать его только в тех случаях, когда это не принесёт другому человеку или другому существу страдание. Другими словами, он должен следовать «голосу» совести и быть сострадательным. Но, стремление человека быть сознательным, очень часто бывает трудно выполнимым, так как он обычно ведёт себя как одномерное существо, которое не способно критически относиться к своим состояниям и даже поступкам. Это становится понятным, если мы вспомним, что критическое отношение человека к своим поступкам или состояниям возникает у него тогда, когда он с более высокого плана сознания осознаёт своё состояние или же свои действия, к которым следует относить и речь человека. В этом случае человек одновременно пребывает на двух планах сознания. Критическое отношение к себе у человека возникает всегда с более высокого плана сознания.