Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ЗЕРКАЛАХ ОТНОШЕНИЙ часть 3

Петр Зорин

 

Пытаясь познать секрет жизни, мы не можем представить себе, с какой стати из минералов вдруг возникла жизнь. Сколько миллиардов лет понадобилось бы, чтобы случайные сочетания атомов сложились в хромосому? Оказывается такого числа в человеческой математике просто не существует. Даже за миллиарды миллиардов лет, такое случайное сочетание атомов, которое породило бы хромосому – не возможно. Фактически человеческий ум в меру своей ограниченности пытается объяснить окружающий его мир, иногда отворачиваясь даже от собственной логики.

 Почему рыбе не сиделось, точнее, не плавалось, в ее океане. Как будто всего хватает, стремлением к открытию новых земель, ум ее не отягощен. Нет, полезла на сушу, вместо того, чтобы спокойно жевать морскую траву или своих родственников.  Повторяя за Фридрихом Энгельсом: «труд создал человека». Т. е. сначала труд, потом человек разумный. Но тогда, разум человека не может превосходить сложность его труда. В то же время бушмены в Африке, воспитанные и обученные на первобытном труде, могут изучать самые современные науки.

Даже то немногое, что было сказано здесь, свидетельствует, что позади всего человеческого космического дома, есть нечто, не воспринимаемое нами, некий часовщик, который постоянно заводит  и поддерживает творческую эволюцию вселенной. Но мы не видим Его. А то, что Он создал, мы видим не таким, какое оно есть в действительности. Созданные из вечной материи, мы смертны. Заключенные в спасительную клетку иллюзии мы заявляем, что можем познать всё невообразимое мироздание, и в то же время боимся высунуть из скорлупы человеческого сознания голову. А может быть эта клетка – наш детский сад, в котором нас выращивают, тренируют и снисходительно смотрят на наш высоко поднятый заносчивый нос?

Есть еще одно проявление иллюзии, которая касается нас самих. Мы ассоциируем себя с нашим смертным физическим телом, которое привязано к видимому нами материальному миру. Такого рода ложная ассоциация порождает у человека множество страданий, начиная от физических и заканчивая страданиями эго. В действительности, человек – это не тело, которое является инструментом, необходимым для взаимодействия с нашим материальным миром, человек – это бессмертное существо.

Но и это еще не все. Наша часть мироздания, которую в интегральной йоге называют низшей сферой миров, далека от истины. Мать – Мирра Ришар, говорила, что человечество живёт в сумеречной зоне миров низшей сферы. То, как мы пытаемся познать истину, можно сравнить с познанием шедевров через химический анализ материала, из которого они созданы. Тогда мы живем не только в иллюзорном мире, но и способы познания используем иллюзорные. Истина рядом, но кому-то нужно, чтобы мы к ней стояли спиной или при взгляде на нее закрывали глаза. И это почему-то называют жизнью, хотя это в действительности еще одна иллюзия.

И для того, чтобы хоть как-то облегчить и скрасить трудности своего пути, как-то обезопасить свое физическое существование, человек начал строить для себя клетки, в которых все на своих местах, одел на свои глаза социальные шоры, чтобы слишком много не видеть, обвешал себя всем необходимым, на все случаи жизни, и пошел вперед, склонившись до земли, кроме своей ноши, ничего другого не осознавая.

Еще одна иллюзия жизни, и, может быть, самая прочная, и в то же время, самая притягательная, потому, что очень хочется быть ею обманутым. Когда мы находим в других людях недостатки и судим о них, то это, в действительности, своеобразная форма защиты своих собственных недостатков. Это можно сравнить с криком "держи вора!" в устах вора, убегающего от погони. Разумеется, это человек не осознает, так как эго надежно прикрывает своим щитом имеющиеся у него несовершенства. Ментально согласиться с тем, что в каждом человеке есть  все несовершенства и все достоинства, присущие людям, может каждый, но осознать в себе эти несовершенства зачастую бывает почти невозможно. Эго хочет выглядеть совершенным, потому что это для него значимо.

Человек только тогда сможет видеть свои несовершенства, когда приобретет внутри себя «Свидетеля». Человеческое эго делит человека на две части – переднюю и заднюю. Передняя часть целиком обращена во внешний мир и принадлежит низшей природе, задняя – к человеческому истинному Я. Соединяет эти две части человеческое сознание, в котором и должен быть создан  "Свидетель". Этот свидетель не должен зависеть от эго, иначе оно захватит его и сделает своим слугой. Поэтому «Свидетель» может располагаться только в задней части человеческого существа, там, где располагается его Истинное «Я». В самом начале внутренней работы, созданный «Свидетель», с позиций которого человек исследует свои внутренние состояния, бывает еще не устойчив и эго постоянно захватывает его, что приводит к тому, что человек становится несознательным в своих витальных состояниях, отношениях и своих действиях.

 И, конечно, у пытливого человека в этом месте может возникнуть вопрос о том, кто же является создателем «Свидетеля»? Не будет же эго создавать его для того, чтобы в последствии находится под его влиянием! Работа по созданию «Свидетеля» обычно начинается, когда Истинное «Я» становится зрелым и получает возможность взять дальнейшее руководство по совершенствованию сознания на себя. Но формирование «Свидетеля» может иметь своё начало и в более ранние периоды жизни, когда Психическое существо находится ещё в младенческом состоянии, но это становится возможным в том случае, если человек сознательно избрал для себя духовный путь, что стало для него смыслом и целью его жизни. Это в значительной степени ускоряет рост и созревание Психического существа. В дальнейшем, когда «Свидетель» сформируется во внешней части сознания, недоступной для эго, он становится устойчивым, и у человека появляется возможность осознавать не только свои несовершенства, но и реакции эго на всевозможные внешние обстоятельства. При этом у человека может возникнуть знание, что он сам, не осознавая этого, формирует внешние обстоятельства в зависимости от своего внутреннего состояния. Такого рода осознавание для духовного искателя очень полезно, так как оно дает ему возможность осознать, что внешние обстоятельства действительно являются зеркалом нас самих.

 Всё сказанное может быть неправильно понято, если к этому не добавить, что люди далеко не всегда осознают свое истинное внутреннее состояние, свои влечения, желания и др., и потом удивляются тому, что неожиданно для себя оказались в совершенно не желательных для себя обстоятельствах. И, конечно же, это порождает еще один вопрос, а для чего все это нужно? Не зависимо от того, знаем ли мы об этом или не знаем, но наша духовная судьба постоянно пытается достучаться до нашего сознания, с целью не только показать нам наши несовершенства, но и показать способы работы с ними. Внешние обстоятельства всегда складываются так, что показывают нам на наши недостатки, но чтобы увидеть их, мы должны от них отстраниться. Наши несовершенства приобретают силу и право на свое присутствие в нас только тогда, когда они имеют возможность захватить наше сознание, и теряют ее, если мы отстраняемся от них и становимся свидетелями происходящих реакций, не потакая им. Помня все это, можно сказать, что все происходящее во внешнем мире, является необходимым для успешного выполнения духовной работы, так  как является своеобразным указателем направления внутренней работы.

Но эго, как кривое зеркало, всегда извращает то, с чем оно встречается, и поэтому его реакции редко бывают адекватны реальности. Если внутри вас поднимается какое-то чувство относительно другого человека, то это совсем не значит, что вы резонируете с чувством того человека, совсем нет, возможно, позади этого чувства затаилось эго.

Любые объекты мироздания являются зеркалами, которые отражают в себе всё Мироздание. При этом размеры не имеют никакого значения. Отражают в себе вселенную, как отдельные атомы, так и величайшие га­лактики. Каждый живой организм на Земле, от вируса и до человека, так же содержит в себе отраженную ко­пию всей вселенной; отражаются в мгновении настоя­щего так же все прошлые и будущие времена. Всё бесчисленное многообразие форм творения является, в свою очередь отражением образов, заклю­ченных в Божественном. Божественный содер­жит в себе как Бытие, так и Небытие, которые так же отражаются в каждой точке Мироздания. Поэтому мы можем сказать, что Бог во всем своем бесконечном многообразии содержится в каждой форме Мироздания, потому, что Мироздание сформировано по голографическому принципу.

У человека появляется интерес к чему-либо только в том случае, если начинает раскры­ваться возможность, соответствующая этому интересу. Духовный опыт свидетельствует, что человек со­держит в себе возможности всего живого на земле, что говорит о том, что он является своеобразным зеркалом того мира, в котором он живет. Но это не просто отра­жение, и оно не является виртуальным, а связано с оп­ределенными возможностями, имеющимися в человеке, которые являются богатством и много­гранностью его души. В человеке эти возможности находятся не в свернутом состоянии, а в состоянии готовности к раскрытию, но чтобы это раскрытие произошло, необходимы определенные усилия со стороны человека. Но и в этом случае одних человеческих усилий не достаточно. При помощи повторных усилий он привлекает внешние силы, которые и делают необходимую для него работу.  Уничтожая природу, человек оскудевает внутренне, его многогранность увядает, его многоцветность становится серой, которая сводится всего к двум основным потребностям, ради которых он живет –  материальные блага, власть, агрессия и удовольствия, все остальное становится безразличным для него. Внутреннее оскудение снижает его восприимчивость, делает ее грубой и не способной к состраданию и восприятию движения души другого живого существа. Природу и человека он воспринимает только в аспекте выгоды или пользы, которую он может получить от них и отвергает все, что лежит за пределами его узких интересов. Но человек не только является зеркалом, в котором отражается реальность проявленного мира, он еще отражает вселенную будущего, в которой должны реализоваться все его ожидания и надежды. Правда, все эти отражения искажаются его умом и его эго. Но все-таки по внешней деятельности человека можно судить о том, что происходит в его внутренней вселенной – ее неуклонное поступательное движение эволюции сознания, или же нисхождение его на более низкие планы миров низшей сферы. Так, например, низшие витальные силы прорываются на человеческий план, и появляется множество литературы и фильмов, превозносящих витальную вседозволенную чувственность. Певцы и актеры на сценах зрительных залов стремятся превзойти друг друга, демонстрируя всевозможными способами витальные желания и жажду обладания. Навстречу удовольствиям человек готов идти по трупам всего живого. Или еще один пример: человек вышел за пределы притяжения земли, что является символом на материальном плане – освобождение человеческого духа от притяжения низшей природой,  в связи с нисхождением на землю супраментального сознания, силы и света. Примером может быть и нарастающая агрессивность человечества, которая связана с все возрастающим противостоянием сил света и тьмы. Общаясь с окружающими его людьми, человек видит в них свое отражение, очень часто со значительным преувеличением, и наоборот, негативные стороны своего существа осознает как нечто незначительное, что дает ему право осуждать других людей за те их особенности, которые выражены в нем самом в значительно большей степени, чем у тех, кого он судит. Действительно, люди осознают только то, что хоть в какой-то степени созвучно им самим.

 

Опубликовано