Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ЗЕРКАЛАХ ОТНОШЕНИЙ часть 2

Петр Зорин

 

В духовной практике принято считать, что мир наше зеркало. И это, безусловно, так, но как это следует понимать? Если большое количество людей являются свидетелями одного и того же события, которое происходит перед ними, не говорит ли это о том, что они стали свидетелями только потому, что похожи друг на друга по своим психологическим характеристикам? Или каждый из них в этом событии видит что-то свое? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что каждый человек от своего рождения имеет определенный набор возможностей, которые открываются по мере того, как человек взаимодействует с окружающей его реальностью. И в этом отношении люди не могут быть абсолютно похожими один на другого, потому что имеют не одинаковый набор возможностей. И, кроме того, расположение этих возможностей у различных людей не одинаково. Те возможности, которые располагаются на переднем плане, определяют склонности человека или даже его таланты, если они достаточно велики. При восприятии внешнего мира и себя в нем, человек внутри себя строит копии того, что он воспринимает. Какими будут эти копии, зависит от того, какие возможности и в какой степени были в нём раскрыты, а также какие из них в период восприятия были на переднем плане. Индивидуальность внутренних копий внешней реальности, во многом зависит еще и от предшествующего опыта человека. И человек только тогда осознает внешнюю реальность, когда внутри него будет построена копия этой реальности. В каждом человеке существует копия того мира, в котором он живет. Ее можно назвать внутренней вселенной, в центре которой почти всегда располагается он, человек, творец своей вселенной, которая может быть прекрасной и разнообразной по своей структуре и она может быть убогой и однообразной. Поэтому, когда люди встречаются с какой-либо ситуацией, то она осознается ими на основании собственных внутренних копий. Т. е. человек видит ситуацию такой, каков он сам. Например, при виде агрессии один человек осознает необходимость вмешаться в событие, другой будет испытывать страх, третий будет сострадать одному из них, а четвертый, возможно, будет осознавать те приемы, которые используют люди в этой агрессии и т. п. В зависимости от состояния, в котором находится человек, он оценивает одну и ту же реальность, как ужасную или прекрасную, она его будет раздражать или, наоборот, притягивать. Поэтому, говоря о том, что внешний мир это наше зеркало, мы должны знать, что в этом зеркале основной его частью является внутренний резонанс, который, этот внешний мир, вызывает в человеке.

Индийские духовные системы, когда речь идет о мире, в котором мы живем, заявляют, что мир иллюзорен. Под иллюзорностью  мира они понимают одно: мы видим  мир не таким, каков он есть в действительности. Есть две причины иллюзорного восприятия мира человеком.

 Первая причина состоим в том, что окружающий нас мир мы осознаем с опозданием, только после того, как построим его модель (фантом) внутри своего ума. Как это понять? Если мы смотрим на какой либо объект, то это порождает формирование внутри нас фантома, который должен быть копией оригинала. Должен быть, но на самом деле этого не происходит. Потому что в построении этого фантома участвует наш прошлый опыт, наше эмоциональное состояние, в котором мы в это время находимся, опыт других людей, которые прежде дали нам свою характеристику такого рода объектам, наконец, физиологическое состояние организма в тот период, когда мы смотрим на этот объект. И только после этого наше сознание, через таким образом созданный фантом, осознает, как реальность. А что произошло бы, если бы внутри нашего ума не образовался фантом, находящегося перед нами объекта? Ничего, кроме того, что этого объекта для нас просто бы не существовало. Можно внушить в гипнотическом состоянии человеку, что он не воспринимает какой либо объект. Например, книгу, которая лежит у него на коленях. Такой человек, даже если будет держать эту книгу в руках, будет считать, что ее у него нет, потому что гипнолог своим внушением стёр внутреннюю копию этого объекта. Следовательно, внешний мир для нас становится реальностью только тогда, когда в нашем уме возникнет его фантом. Даже действия, которые мы наблюдаем, мы осознаем только тогда, когда их фантом возник внутри нас самих. Любым нашим действиям во внешнем мире предшествует предварительное построение фантома действия, которое становится возможным только после его возникновения. Фактически все события, в которых мы участвуем, первоначально происходят внутри нас. И если мы действуем не достаточно адекватно, то это значит, что в наших внутренних структурах, создающих фантомы, что-то не в порядке. Чаще всего неправильно настроена оценочная система объектов и событий. И, хотя оценкой занимается наш ум, это не говорит о его дефекте. Дело в том, что работа ума, касающаяся оценок, полностью контролируется человеческим эго,  поэтому оценка возникшего внутри ума фантома происходит в двух направлениях – полезен для нас внешний объект или не полезен, т. е. окружающий нас мир, и людей, с которыми мы в этом мире встречаемся, мы не воспринимаем объективно, а «окрашиваем их в наш собственный цвет», что влечет за собой  определенное отношение к ним.

 Разумеется, фантом, который возникает внутри нас, состоит из того строительного материала, из которого состоим мы сами. Исходя из этого, мы можем сказать, что фантом никогда не соответствует оригиналу. Он всегда отличается от него. Следовательно, все, на что мы обращаем наше внимание, мы, внутри себя, перестраиваем по образу и подобию нашему. Предположим, что человек, который воспринимает мир, агрессивен по своей природе, тогда при построении модели окружающего мира внутри своего ума, он невольно будет подмешивать в эту модель свою агрессивность. И окружающая ситуация, будучи в действительности нейтральной к этому человеку, будет восприниматься им как агрессивная, что обязательно повлияет на его отношение к ней.

  И это касается не только материальных объектов, но и идей, теорий, всевозможных законов и правил, и всего, с чем человеку приходится встречаться в своей жизни. В человеке есть и его собственный  фантом, который выглядит и оценивается им так, каким он представляется самому себе. Следовательно, внешние взаимоотношения людей зависят от значимостей фантомов, которые они формируют и носят в себе.  Взаимоотношения человека с окружающим его миром происходит внутри самого человека. Наши внешние отношения и действия – это только отражение нашей внутренней действительности. Тогда следует думать,  что куда бы мы не посмотрели, о ком бы мы не подумали, мы везде и во всем будем видеть какую-то часть самих себя. Таким образом, внешний мир действительно является зеркалом нас самих.

Есть и другая причина, почему внешний мир отзеркаливает нас самих. Этой  причиной являются наши ожидания, которые могут основываться на мнениях других людей, нашем прошлом опыте и на наших собственных предположениях. Разумеется, эти ожидания так же накладываются на внутренние образы внешнего мира. Если вы  испытали в какой-то ситуации неприятности, то оказавшись вновь в тех же самых условиях, вы будете, по меньшей мере, себя чувствовать неуютно, хотя возможно на этот раз вам ничего не грозит.  Или же вы любите какого-то человека и, конечно, ожидаете от него каких-то ответных реакций, свидетельствующих о том, что и вы для него не безразличны, то вы найдете множество более или менее явных знаков, подтверждающих ваше ожидание. Хотя в действительности это может быть совсем не так. И такого рода наложения ожиданий мы наблюдаем постоянно.

В том случае, когда человек стал на духовный путь, такого рода  зеркала могут оказать ему неоценимую услугу, так как в самом себе человеку чрезвычайно трудно увидеть свои несовершенства. Причиной  этому является человеческое эго, которое не позволяет видеть реальность себя самого такой, какова она есть на самом деле. Есть и еще одна особенность, подтверждающая, что мир является нашим зеркалом. Если я вижу в мире зло, то для построения фантома того события, в котором содержится это зло, необходимо использовать внутренний адекватный этому событию материал. Т. е. фантом зла внешнего мира, я могу строить из собственного материала, который  адекватный этому злу, а все, что оценивается как добро, будет строиться из того моего внутреннего материала, который несет в себе качество добра. Тогда те события, которые я вижу, я оцениваю так, каков я сам в действительности. Существует  такая легенда: Шел однажды Иисус  Христос со своими учениками по полю. Один из учеников шел далеко впереди и  неожиданно увидел на земле мертвую собаку, труп которой уже разлагался. Тогда, чтобы его дорогой учитель не испытал неприятности из-за зловония, которое шло от трупа, он решил обвести всю группу людей стороной. Но Иисус Христос прочитал мысли своего ученика и прямо подошел к собаке и посмотрев на нее, сказал: какие у нее были прекрасные зубы. 

По мере того, как человек работает над собой, очищая себя от несовершенств, меняется и его отношение к внешнему миру. Исчезает необходимость защищаться от мнимой угрозы или быть агрессивным. Сокращается дистанция отношений и становится возможным сострадание. И вообще, человек становится более адекватным окружающему его миру и самому себе, так как исчезает переоценка собственной личности и недооценка других людей.

А кто из читателей пробовал представить себе мир не таким, каким мы его видим, а таким, каков он есть в действительности. Вся Вселенная состоит из атомов и энергетических полей. Да и сами атомы, в конечном счете, состоят из энергии. Конечно, никто не видел какую бы то ни было энергию, наши органы чувств не приспособлены для такого восприятия. Но сами по себе атомы не имеют, ни цвета, ни запаха, ни вкуса на атомном уровне мы не услышим знакомых нам звуков. Они ни прекрасны, и ни безобразны – они вступают в различного рода взаимодействия в живой природе, они участвуют в запоминании и во всех физиологических и психологических процессах. И в то же время в каждом из атомов, несущих в себе частичку белковой жизни, бешено вращаются, размазываясь по орбитам электроны. Если бы мы могли увидеть атом, то для нас это было бы практически пустое место, так как между ядром и электронными оболочками, по атомным масштабам – огромные расстояния. Увидеть мир в его атомном исполнении для любого человека было бы непереносимо. Но атомы, во всей их сложности, в действительности не что иное, как энергия. И, если бы мы попытались представить, что вся, прежде видимая вселенная, включая землю и все, что на ней – это только энергия, какое человеческое сознание могло бы выдержать восприятие вселенной, в которой кроме полей энергии и энергетических вихрей ничего нет. Наши органы чувств не способны воспринимать энергетические поля, и мы оказались бы в странной бесконечной пустоте, в безграничном ничто. Возможно, были бы какие-то смутные восприятия окружающей реальности, которые наш ум не смог бы ни удержать в своей памяти, ни понять. Для человека реальный мир – жуткий мир, а та иллюзия, которую мы воспринимаем через органы чувств – спасительная иллюзия.

 

Опубликовано