Окружающий мир – это наше зеркало, и все события, которые в нем происходят, отражают нас таких, какие мы есть. Но такого рода утверждение не вполне ясно, и может вызвать у людей, в лучшем случае, множество вопросов, а в худшем – неприятие. В действительности, окружающий нас мир является зеркалом наших внутренних отношений к нему, которые всегда соответствуют нашему внутреннему состоянию.
Нет двух людей, которые были бы одинаковы по своим устремлениям и личностным характеристикам, их взгляды на мир и свое собственное отношение к миру так же могут быть диаметрально противоположными. И как тогда может окружающий мир быть одновременно зеркалом и для святых и для сатанистов, для честных людей и для преступников? Если это действительно так, то все окружающие человека обстоятельства настолько полиморфны, что каждый человек способен видеть в них только небольшую часть, адекватную ему самому. Это действительно так, и в то же время не так. Обстоятельства мира, окружающего человека, имеют бесконечное множество граней и человек не способен воспринимать их все. Но грани реальности существуют не в том проявленном состоянии, которое человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств, они всегда позади проявленного. Проявленный мир только подсказывает существование этих граней, иногда только намекает на них. Но, нередко скрывает, маскирует эти грани. В действительности, человек отражается не в каких-то внешних событиях, а в своем восприятии смысла этих событий, позади которых его ожидания и его опасения. Очень часто, люди навешивают на окружающую их реальность свой смысл, который может не соответствовать реальному смыслу, и это может быть связано, опять-таки, с ожиданиями или опасениями. Следовательно, когда мы говорим, что мир это наше зеркало, то имеем в виду, что мы видим мир таким, каковы мы сами. И когда человек пытается взаимодействовать с миром в соответствии с тем, как он его видит, то в этом он адекватен только самому себе, но ни в коем случае ни окружающему его миру. Отсюда, он причиняет страдания или себе или тому, с кем он взаимодействуют. Но тогда как может духовный искатель использовать такое зеркало в своей внутренней работе? Ответ может быть только один: для этого необходимо исследовать свои собственные эмоциональные состояния, которые возникают при взаимодействии с окружающей реальностью. В этой части работы материальный мир предстает как некий эталон, с которым человек должен быть гармоничен. Но это только поверхностная часть работы духовного искателя, которая может быть опасной, так как таит в себе множество ловушек. Примером может быть рыбалка, в которой рыбка захватывает червяка или другую наживку, не ожидая ни какой опасности. Она не знает, что внутри наживки есть крючок, и не догадывается, что где-то там, наверху сидит тот, кто обманным путем пытается поймать ее. Такого рода «сказки о рыбаке и рыбке» встречаются в нашем мире постоянно и на наживку ловятся и те, кто захвачен интересами материального мира и те, которые стали на духовный путь. Каждый из них должен различить крючок в той приманке, которую ему предлагает жизнь. Умение различать то, что спрятано в приманке, свидетельствует о духовном росте человека. Но эту способность может приобрести и человек, живущий интересами материального мира, тогда он становится успешным, так как предвидит подводные камни, которые готовит ему реальность. Но все же, человек, идущий духовным путем, и человек, стремящийся быть успешным в материальном мире, видят не одно и то же позади реальности, с которой они взаимодействуют. Любая реальность содержит в себе два смысла – один из них может быть использован человеком, вставшем на внутренний путь, который помогает человеку приобрести внутреннее равновесие и осознать в себе те части, которые требуют своей трансформации. В то же время стремление к успешности во внешнем мире, в таких случаях, становится более эффективным, так как человек осознает те скрытые ловушки, которые готовит ему его конкурент или та реальность, в которой он действует.
Но существуют и более глубокие причины, которые управляют проявленной реальностью, доступ к ним становится возможным только после того, как способность к осознаванию скрытой реальности для человека, идущего духовным путем, становится достаточно высокой. Имея высокую восприимчивость, человек начинает осознавать истинное Божественное намерение, которое стоит позади всего проявленного на Земле.
Человека и внешний мир можно сравнить с зеркалами, которые отражаются друг в друге. Человек почти всегда не замечает, что он отзеркаливает внешний мир, а мир отражает его. Возникает кольцо взаимодействия, в котором зачастую очень трудно найти где его начало, а где конец. Можно предположить, что первым начинает взаимодействовать с человеком внешний мир, а человек только отвечает на эти взаимодействия, но можно считать, что все-таки взаимодействие с миром начинает человек и внешний мир отвечает на реакции человека. В этих случаях мы получим различные результаты, хотя каждый из них в отдельности будет не полным, потому что субъективное и объективное в действительности является одним целым. Но все-таки рассмотрим эти варианты вначале отдельно один от другого и только потом попытаемся рассмотреть их в единстве.
Будучи многогранным существом, человек во внешний мир всегда открыт какой-то одной гранью. И это зависит не только от окружающих обстоятельств, но и от состояния человека. Можно сказать, что любая грань, или субличность, человеческой личности имеет свое настроение или эмоциональный фон, который является одной из ее характеристик. Состояние, в котором находится человек, является своеобразным фильтром, который из внешнего мира пропускает во внутрь себя только то, что ему, этому фильтру, в этот период соответствует. Исходя из этого, человек делает заключение об отношении к нему других людей, и вообще внешнего мира, хотя в действительности он воспринимает только то, что соответствует ему самому. И это может рождать подозрительность и ложные мнения у человека о том, что окружает его. Этому в значительной мере способствует то, что внешние органы восприятия дают человеку информацию, которая не соответствует его состоянию, что приводит к возникновению своеобразных «ножниц». Например, улыбка собеседника может казаться неестественной, потому что состояние слушателя не соответствует тому, что он видит. Слова человека могут казаться лживыми, или наоборот, искренними, а собеседник доброжелательным – все зависит от эмоционального состояния, которое определяет готовность человека к восприятию. Но это совсем не значит, что если восприятие содержит в себе противоречие, то оно в действительности содержит эти противоположности. Человеческое эго не просто извращает реальность, но оно на основании этого извращения дает ответные реакции, которые могут быть совершенно неадекватными реальности, что, в конечном счете, порождает конфликтные отношения с реальностью. Предположим, в человеке агрессивная часть его личности преобладает над другими частями, то для этого человека многие события внешнего мира будут служить поводом к агрессии, и в большинстве случаев не мотивированной. А если в человеке преобладает страх, то все во внешнем мире для него будет нести в себе опасность и такого рода люди легко могут подозревать других людей в злом умысле, а в общении оправдываться по поводу и без повода. Но в любых гранях человеческой личности имеется элемент значимости. В некоторых случаях значимость является главной частью его эго и тогда для ее реализации человек будет использовать все свои возможности. Так, примитивный или ограниченный человек будет использовать для этой цели свои природные данные, преувеличивая их. Но ограниченными могут быть и люди образованные, тогда они будут для подчеркивания своей значимости говорить о знакомстве с известными людьми, прочитанными умными книгами, написанными научными статьями и др. Они будут стремиться ко всему, что может сделать их более значимыми, чем они есть в настоящее время. Все эти, и многие другие искажения гармонии человеческой личности, имеют для себя опору во внешней ее части, скрывающей позади себя истинное «Я» человека, которое видит всю эту игру и постоянно пытается достучаться до человеческого сознания, с целью показать, что способ его восприятия внешнего мира и его реакции на любые события, не являются истинными, что его выбор путей во внешнем мире не соответствует его предназначению. Но человек почти всегда повернут лицом во внешний мир, который всеми способами удерживает его внимание на себе.
Искатель, идущий духовным путем, познавая самого себя, должен стремиться к отделению всего внешнего, настраиваясь на влияния своего истинного «Я». Познание самого себя – это и очищение себя от всего, что устремляется к соблазнам низшей природы и привязывается к ней. Поэтому, исследование себя будет не эффективным, если у человека не будет в достаточной степени выражена способность к различению. Реальное восприятие мира возможно только тогда, когда сознание человека опирается на своё истинное «Я». Правда, это может вызвать у него состояние своеобразной подвешенности, когда все ценности окружающей его реальности, теряют близкую для этого человека значимость, в том числе и ценность его самого. Человек как бы исчезает, или растворяется и этим самым теряет свою прежнюю привычную опору в жизни.