Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЛОЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ

--

 

Ни один из истинных учителей не скажет своему ученику, чтобы он следовал за ним, потому что у каждого человек свой путь к Божественному. Истинный учитель никогда не скажет ученику, что я дверь или я врата, через которые ученик может придти к Божественному, потому что между человеком, стремящимся к Божественному, не должно быть посредников, так же как не может быть посредников между влюбленными. Вы, наверное, замечали, что когда вас ведет каким-либо маршрутом человек, знающий дорогу, то вы можете и не запомнить всех сложностей этого пути, но если вы самостоятельно однажды проделали этот же самый путь, то повторное прохождение его не будет для вас трудным. Это связано с тем, что ваш «проводник» в это время является вашей опорой, и  вам совсем нет необходимости запоминать необходимые приметы вашего пути и получить необходимый опыт, без которого невозможен следующий шаг в этой трудной работе. В этот период вы подобны слепому, потому что вас ведет тот, кто знает направление движения. Истинный учитель никогда не скажет ученику – «делай как я», потому что на духовном пути у каждого своя тропа, свои трудности на этой тропе и каждый человек, в зависимости от своих особенностей, может получить свой опыт. Путей, ведущих к Божественному так же много, как и людей, устремленных к нему, но все пути имеют одно и то же направление.

Истинный учитель никогда не идет впереди ученика и никогда не стремится быть примером для него. Ценным в учителе является не только то, что он знает направление путей, ведущих к Божественному и собой являет пример чистоты устремленности к Высочайшему, истинный учитель только показывает направление, в котором должен идти ученик, выбирая для себя свою собственную дорогу. Учитель может предупредить ученика о тупиках и ловушках на пути, рассказать об общих принципах работы в них, но ученику самому придется выбираться из этих ловушек, без чего он никогда не получит необходимый для него духовный опыт.

Впереди духовного искателя не должна маячить спина учителя, и даже его лицо, перед ним должен быть раскрыт весь мир, потому что путь духовного искателя пролегает одновременно в двух мирах – внешнем и внутреннем. Человек, идущий за своим учителем, постепенно отрывается от реального мира, который становится для него чуждой планетой и перестает приносить необходимый опыт. В этом случае такого рода учитель становится посредником между человеком и Богом и может даже заслонить Бога, превратившись в систему религиозных символов. «Я – врата», – говорит «Шри» Раджниш, «мы все в одной лодке», – вторит ему Шри Чинмой, имея в виду, что он управляет этой лодкой. Будьте преданы мне, и я приведу вас к реализации. И если последователь все свое внимание и все свое сердце сосредоточивал на учителе, который почти всегда обрастал множеством религиозных символов, то в этом случае он никуда не приходил. Он мог называть своего учителя Богом, воплощенном в физическом теле или его пророком и каким угодно святым, но в любом случае учитель заслонял собой Бога и даже подменял его собой, и ученик становился слепым, так как изначальная истина, в этом случае, была скрыта от него. Но не следует думать, что все зависит от учителя. В таком случае судьба всех последователей, какого бы то ни было учения, была бы одинакова, каждый из них в поисках истины находил бы на своем пути учителя или посредника, и на этом для него заканчивались бы все его поиски. В действительности, все происходит не так, потому что многое зависит и от ученика. Если его целью является Божественная истина, то учитель становится только символом, указывающим направление, где следует искать эту истину. И тогда значимость учителя для ученика перестает быть определяющей. Если же ученик ищет духовной реализации, или опоры для себя в этом материальном мире, то учитель, каким бы он ни был, будет концом его пути.