Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЗМОЖНОСТИ И ПОЗНАНИЕ

Петр Зорин

 

Возможности содержат в себе не только способности к восприятию, но и к познанию воспринятого. Хотя само по себе познание – это и есть процесс раскрытия возможностей. Следовательно, те виды жизни, которые рождаются с готовыми знаниями, необходимыми для их существования – уже изначально имеют раскрытыми определенные возможности. Обучение возможно лишь тогда, когда какие-либо возможности раскрыты не полностью. По мере того, как человек удовлетворяет какой-либо свой интерес, соответствующая ему возможность раскрывается полнее, чем она была раскрыта прежде. Это приводит к тому, что интерес человека к чему-либо усиливается, переходя во влечение. В дальнейшем, если влечение продолжает удовлетворяться, уже раскрытые возможности начинают расти, вытесняя другие, которые к возрастающему влечению не имеют отношения, или же подчиняя их себе. Человек становится рабом какого-либо влечения, на котором сосредотачивается вся его жизнь.

Все возможности человека имеют одну интересную особенность, которая очень важна в его духовной практике и проявляется также в его духовном падении: по мере того, как возможности раскрывается во всей полноте своей, они начинают открывать те из смежных возможностей, которые в какой-то мере созвучны им по своей внутренней направленности. И это имеет отношение не только к тем возможностям, которые ведут к восхождению человеческого сознания, но и к тем, что ведут его вниз, к деградации и разрушению. Для человека это имеет большое значение, так как у него нет предела количеству возможностей, которые пока еще находятся в закрытом состоянии. Эта особенность человека свидетельствует о том, что восхождению его в своей эволюции нет предела, и в то же время, возможно его полное падение, в котором он может достичь крайних пределов деградации. Но падения может и не быть, если внимание человека неуклонно направлено в сторону более высокого сознания, признаками которого в человеке является состояние тишины и покоя.

Возможности сущностей других миров низшей сферы, по сравнению с человеческими, ограничены в своем числе, и среди них нет тех, которые были бы не раскрытыми. Следовательно, сущности низших миров, с самых первых дней своего существования, имеют практически все, необходимые для них знания, которые могут возрастать только за счет полноты раскрытия уже открытых возможностей. Такого рода знания можно сравнить с инстинктом насекомых, которые с первого дня своего появления на свет «знают о своем предназначении» и «знают, что необходимо делать, чтобы это предназначение было выполнено».

Любая возможность имеет свое начало, зрелость и смерть, и каждая возможность нуждается в пище, без которой она постепенно хиреет и может «умереть». Человек рождается с некоторыми уже раскрытыми возможностями, без которых невозможно начало его жизни. Например, все процессы его организма, необходимые для выживания, происходят только потому, что раскрыты соответствующие возможности. Его не надо учить дышать, брать грудь матери, отправлять естественные надобности, криком требовать, чтобы на него обратили внимание и т.д. В дальнейшем, под влиянием внешних условий начинают открываться возможности говорить, читать, считать, писать и многие другие. Самыми ценными возможностями являются те, которые содержат в себе понимание и различение. Без их раскрытия человек на всю свою жизнь остается инфантильным и легко внушаемым. Со временем в более позднем возрасте наступает увядание возможностей и это связано не только с тем, что многими из них он в этом возрасте более редко пользуется, но и потому что у человека становится  меньше энергии. Обычно это проявляется в нежелании что-либо делать, в неверии в свои силы и способности. Человек начинает чаще сомневаться в своей правоте, или же наоборот, становится упрямым, так как не может принять что-то новое, в связи с потерей внутренней пластичности. И, наконец, если человек доживает до позднего возраста, у него остаются наиболее устойчивые возможности, врожденные. Может быть по этой причине, иногда о стариках говорят: «что старый, то малый».

Осознавая целое, мы можем обнаружить в нем бесчисленные возможности. Простая сумма возможностей, которые содержатся в целом, при их любых сочетаниях не дадут этого целого. Для примера возьмем воду, которая состоит из водорода и кислорода. Просто смешивая эти два газа, мы не  получим воды. Эти два газа должны перестать быть самостоятельными и стать единым и не делимым веществом, которое не является ни водородом, ни кислородом, а водой, имеющей свойства не похожие на свойства газов, из которых она состоит. Или другим примером может быть поваренная соль – натрий плюс хлор. Оба вещества, входящие в эту соль, смертельны для человека, в то же время их соединение – необходимо для жизни всего живого на земле. Но это только аналогия. В свою очередь вода или поваренная соль могут входить в более сложные соединения, в которых они должны будут пожертвовать своими индивидуальными свойствами, чтобы стать чем-то третьим. И такого рода градации поднимаются до тех пор, пока все сущее ни станет единым и не делимым целым, особенности которого будут не сопоставимы со всем, что составляет это целое.

Для многих людей не ясным являются два утверждения, которые кажется, противоречат друг другу. С одной стороны – все есть Бог, который совершенен и поэтому любые формы его проявления – совершенны. Тогда вроде бы и не существует греха, потому что "даже волос с головы твоей не упадет без воли Его". Следовательно, если мы судим кого-либо, считая неверным его поступок или даже его мнение, то мы поступаем неправильно? Если оставаться на этих позициях, то можно было бы утверждать, что все совершается по воле Бога, и тогда нет греха, преступлений, или заблуждений, тогда любое насилие не должно быть осуждаемо. И вообще судить или поощрять за чтобы то ни было – не имело бы никакого смысла. Тогда все хорошо и тогда когда нас убивают и когда нас грабят или мы кого-либо грабим или убиваем, потому что все совершается по воле Его? Если однажды наша цивилизация придет к такому мнению, то это будет последний день ее существования, так как все станет доступным и возможным. Исчезнут суды и блюстители порядков, исчезнет все, что имеет какое либо отношение к морали. Останется действенным принцип: "я для себя, и ты для меня".

И это было бы действительно так, если бы в земных условиях была проявлена только какая-либо одна Божественная возможность. Но в действительности, в нашем мире позволено проявляться всем бесконечным Божественным возможностям, для того, чтобы они были проявлены до конца осознанными, понятыми, и трансформированными. Возможности можно сравнить со спектром солнечного света, в котором есть и те цвета, которые мы называем инфракрасными, и которые не видимы нашим зрением, и которые воспринимаются как полный мрак. И среди них есть и те цвета, которые мы называем желтыми, голубыми, ультрафиолетовыми и еще выше, которые совершенно не воспринимаются нашим зрением. И весь этот спектр цветов – солнечный, т. е. в нем есть то, что мы воспринимаем как мрак и есть тот цвет, который может слепить наши глаза.

То же самое мы можем говорить о Божественных возможностях. Среди них есть те, которые аналогичны мраку и несут в себе ложь, боль и страдание и есть другие, несущие в себе истину, наслаждение и радость. И все эти возможности могут быть проявлены на физическом, витальном и ментальном уровнях и на каждом из них они проявляются в соответствии с особенностями соответствующих планов бытия.

Сознание людей не может быть одинаковым по своему уровню, и оно может распределяться по всему спектру Божественных возможностей. Поэтому, мы можем видеть людей находящихся на низком – животном уровне сознания, на котором неведение проявлено наиболее значительно. Восприятие мира этими людьми и их ответные реакции на эти восприятия, в этом случае, будут адекватны их возможностям. Мы можем видеть людей, сознание которых находится на более высоком уровне возможностей и есть небольшое количество людей, сознание которых занимает верхнюю шкалу возможностей и, часто, их видение мира и поступки, совершаемые ими в этом мире, не укладываются в традиционные рамки понимания мира большинством людей, занимающих среднюю часть спектра возможностей. Эти люди не приемлют восприятие мира и поступки в мире людей, реализующих низшую шкалу возможностей и им мало понятны те люди, которые занимают более высокую шкалу сознания, чем тот уровень, на котором они находятся.

Можно предполагать, что Бог, даровав всем существам жизнь на Земле, не равномерно распределил среди них уровни сознания, по-видимому  потому, что Он не ко всем формам жизни одинаково благоволит: одним дал много, а другим не только мало, но и то, что похуже. В действительности это не так, потому что каждое Божественное проявление насыщено различными формами жизни, соответствующими этой возможности. Так, физическая возможность имеет почти бесконечный спектр проявлений, от примитивных, до высочайших. То же самое мы можем говорить о витальных и ментальных возможностях. Поэтому мы можем видеть вокруг себя людей, через которых проявлены все уровни возможностей, как физических, так витальных и ментальных и в каждом человеке проявляется преимущественно какой-либо  один уровень возможностей, а все остальные проявлены в меньшей степени. Каждый человек имеет душу, которая не только поддерживает его жизнь, но и растет, используя жизненный опыт человека. Те люди, через которых проявлены возможности более темного спектра, значительно менее сознательны, высшие чувства у них выражены в меньшей степени, чем у многих других, поэтому они дают менее значимый опыт, через который растет его душа. Каждая из витальных и ментальных возможностей могут быть выражены только в пределах своих границ. И если рассматривать каждую возможность отдельно, то мы можем увидеть, что они на каждой стадии своего развития совершенны. Каждая возможность проявляет себя в абсолютных пределах доступных для нее, и поэтому каждая возможность в своем проявлении совершенна. Но возможности других существ (или других людей) могут быть другого уровня, и их вершина может превосходить вершины проявления возможностей других существ. И тогда мы можем, сравнивая говорить, что одно существо в проявлении каких-либо возможностей, более совершенно, чем другое.

Нередко мы слышим о греховности или человеческих несовершенствах, с которыми мы должны бороться, чтобы достичь совершенства большего. Если каждый человек, когда мы не сравниваем его с другими людьми, совершенен, то как человеку удается осознать свое несовершенство, если его в действительности нет? Если мы пытаемся достичь такого же совершенства, какое имеют другие люди, совершенство которых превосходит наше, то такая затея будет совершенно безрезультатной, так как у разных людей преобладающими являются разные возможности, которые и определяют степень их совершенства. Если птица может летать, потому что у нее есть такая физическая возможность, то человек осознав ее преимущества перед собой, тем не менее, не может стать таким же совершенным в полете, как птица, потому что такого рода возможности в нем совершенно не развиты. И если он не может стать таким же совершенным в своих летных возможностях, то это совсем не значит, что его невозможность летать является его грехом. Конечно, человеческое эго может страдать от того, что кто-то более красив или удачлив, чем он. Такой человек может даже завидовать или ревновать по этому поводу или что-то предпринимать, чтобы быть подобным кому-то другому, и может быть даже сколько-нибудь продвинется в этом направлении, но для того, чтобы подняться до уровня более высоких возможностей, ему нужно их иметь у себя. Поэтому чемпион мира по штанге никогда не смог бы стать чемпионом по прыжкам в высоту или чемпионом по бегу на короткие дистанции. Таким образом, не каждому человеку возможности отпущены в одинаковой степени, и степень их проявленности можно осознать только в сравнении. Но если не сравнивать, то каждый человек совершенен по-своему. Чтобы это было понятнее, сравним людей с транспортными средствами. Мы можем, глядя на велосипед сказать, что он совершенен. Совершенным может быть и легковой автомобиль, содержит в себе совершенства и грузовой автомобиль и автобус и электровоз и пароход и самолет и т.д. Но если мы начнем сравнивать, чтобы сказать, какой вид транспорта более совершенный, то придем к абсурду, так как каждый совершенен в своем предназначении. То же самое мы можем сказать о людях. Когда мы осуждаем другого человека за какие-то его поступки, то это похоже на упреки лампочки в адрес свечи, которая недостаточно хорошо светит. Свеча излучает столько света, сколько позволяют ее возможности и она совершенна в реализации своих возможностей. Почему же мы судим? Потому что сравнительными оценками занимается наше эго и эти оценки оно делает совсем не ради объективности и не ради упорядочивания, а ради определения своего места среди людей, имеющих различные возможности. И во всех случаях эго всегда ошибается, переоценивая свои возможности.

Говоря об эго, мы часто не принимаем во внимание, что размеры его могут быть самыми разнообразными. Эго как бы имеет несколько этажей. Первый этаж эго включает только себя самого. Второй этаж включает свою семью, своих друзей и даже возможно свой рабочий коллектив. Третий этаж включает в себя свою нацию, четвертый – свою религию или свое мировоззрение, пятый – свой город, шестой – свое государство и седьмой – все человечество. Эти этажи у различных людей выражены не одинаково, а некоторые люди имеют всего один этаж и тот – первый. Есть люди, у которых вместо этажа эго собственного государства, встроено другое государство. И тогда такой человек будет снисходительно, а иногда и уничижительно относится к той стране, в которой он живет, и превозносить другую страну. Обычно такие люди далеки от патриотизма, а их эго не просто как у большинства людей, страдает чувством собственной значимости, но несет в себе нечто от химеры. Такие люди не бывают цельными существами, и они не знают что такое быть преданным, что такое гордиться своим народом или своим государством. Они гордятся только самими собой. В духовной работе человеку нет надобности разрушать все этажи своего эго. Он должен преодолеть только первый этаж, который включает его собственную персону. Такой человек может болеть за свой народ или за свое государство, городиться им не только тогда, когда  его народ или государство находятся в зените славы, но и тогда, когда они повержены или ослаблены. Истинный гражданин своего народа и своей страны будет страдать, если они повержены, и всегда будет стоять на их стороне, в каком бы состоянии они не находились. Он не будет безразличен к тем, кто разрушает его страну, кто берет у нее все, не отдавая ей ничего взамен.

Каждая нация и каждое государство имеют множество возможностей, раскрытие которых во многом зависят от тех, кто управляет ими. Слова: "каждый народ достоин своего правителя", в действительности не соответствуют истине, во-первых потому, что во власть не приходят, в нее приводят. Во-вторых, народ никогда не выбирает, его подготавливают к внедрению какой-либо идее, а потом предлагают реализацию этой идеи. Народ никогда не знает тех идей, которыми руководствуются те, кто стремится к власти. И народ всегда был и всегда будет очень доверчивым, когда ему обещают в будущем золотые горы. Но к власти может придти человек,  возможности которого совершенно не соответствуют тому месту, к которому он стремится и тогда он, даже не желая этого, разрушает государство.

Богом не предусмотрен опыт, который получает отдельный человек или отдельное государство. И слова: "все совершается по воле Его" – отвергают опыт, а следовательно, и возможность эволюции. Именно опыт может ускорить или замедлить эволюционный процесс. Без опыта возможно только хождение по кругу. Когда люди осуждают своего государя или президента, то только потому, что был возможен другой путь, который, по их мнению, включил бы другие возможности.

На пути времени, которым идут не только отдельные личности, но и все народы и даже все человечество, в действительности не существует выбора, так как перед каждым из людей и перед всем человечеством существует только один путь. Не существует путей справа или слева и не существует пути вспять. Возможно только одно – идти путем, который поднимается вверх или же путем, который ведет вниз. И это верно для всех уровней. Поэтому, когда человек сетует, что избран путь, ведущий вниз, то это не метафора, так как существует не только путь, ведущий вниз, но и путь, ведущий вверх. У человека существует выбор одного из трех путей – прямой, вниз и вверх. Люди чаще всего, идут вертикальными зигзагами, которые можно осознавать как взлеты и падения и реже по прямой, а еще реже – вверх. Выбор такого рода пути определяется возможностями человека, которые в это время находятся на переднем плане. Есть два фактора, определяющих выбор пути: внешний и внутренний. Внешний определяется обстоятельствами, внутренний – состояниями. Эти два фактора во многом влияют друг на друга и часто даже зависят один от другого.

 Привязанности людей не только притягивают к ним объекты, к которым они привязаны, но и их притягивает к этим объектам. И, кроме того, привязанности очень часто порождают эмоциональные состояния, которые и определяют то, какая из возможностей должна находиться на переднем плане. И, еще, различные эмоциональные состояния имеют решающее значение для раскрытия соответствующих возможностей. Не следует думать,  что привязанности всегда содержат в себе положительное значение. Когда человек что-либо постоянно отвергает, то такого рода отношения так же являются привязанностью, которая несет в себе отрицательное эмоциональное состояние. Например, человек может быть привязанным к курению, так же как и к некурению. Любые привязанности влекут человека в том направлении, в котором находятся их корни. Здесь уместно еще раз повторить, что у человека есть только три пути – вниз, вверх и прямо. И именно на этих путях находятся объекты привязанностей. Следовательно, человек должен быть постоянно бдительным, чтобы не позволить захватить себя низким эмоциям и соответствующим желаниям и отношениям, всему исключительно материальному, что влечёт к снижению уровня сознания.

 

Опубликовано