Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДОБРО И ЗЛО

Петр Зорин

 

В проявленном мире с его значимостями, добро и зло являются указателями направления, в котором человек должен прилагать свои усилия. И всю свою короткую жизнь человек стремится в направлении «добра», не думая о том, что зло очень часто носит маски добра. Но в любом случае, благодаря разделению проявленной реальности мира на добро и зло, для человека стала возможной его эволюция сознания, а для человечества – социальная эволюция. Правда,  разделение на добро и зло условно, так как для каждого человека кроме общепринятых добра и зла, есть своё индивидуальное мнение об этих противоположностях. Но человек социальное существо, или, другими словами, человек является частью социального организма, живущего по своим законам. И этот социальный организм имеет свою установку в понимании добра и зла и свои способы сохранения направленности от зла к добру. И так как человек является социальным существом, то он обязан подчиняться законам и правилам, по которым живёт социальный организм.

Направленность взаимодействий возможна только в том случае, когда есть противоположности. Абсолютное единство – это небытие, это бесформенная, неизменная, неподвижность. Но когда мы говорим, что Бог неизменен, то не имеем в виду, что Он – нечто застывшее, неподвижное. Бог действительно неизменен в своих намерениях, в своём стремлении к всё возрастающему совершенству в своём всеведении, в своей любви ко всему сущему в Мироздании, и в своём бессмертии. Можно ещё долго говорить, о неизменности различных проявлений Бога, тем более что мы, люди, являясь одним из бесчисленных Его проявлений, можем служить примером постоянной изменчивости.

Когда мы говорим, что дьявол противостоит Богу, то этим самым мы ограничиваем возможности Бога быть вездесущим, так как отрицаем Бога в дьяволе. Мы не ведаем того, что кажущееся противостояние дьявола Богу, на все более тонких уровнях уже не выглядит как нечто противоположное и постепенно на еще более высоких уровнях становится Богом. Когда мы просим Бога о помощи, то это говорит только о том, что мы не верим в то, что Бог всеведущ и думаем, что он не знает о наших нуждах. Когда мы просим Его о конкретной помощи, то по-видимому мы думаем, что он не  знает, что для нас лучше, а что хуже. Мы говорим, что Бог всемогущ и в то же время верим тому, что он утомился, создавая в течение шести дней вселенную и человека и поэтому решил на седьмой день отдохнуть. Мы настолько очеловечили Бога, что наградили его всеми нашими достоинствами и недостатками, но в превосходной степени, чтобы Он был понятнее для нас. И в этом мы ничем не отличаемся от самых древних и диких племен с их примитивными верованиями. Они так же очеловечивали своих богов и взаимодействовали с ними так же, как это делают современные религии. За многие тысячи лет, человек так и не стал ближе к Богу. Человек стал грамотнее, агрессивнее, но не мудрее. Бог никогда и ни в чем не противостоял самому себе. Он разделился на противоположности, чтобы было возможно взаимодействие. Поэтому он был и в змее, соблазняющем жену Адама, и в Еве, соблазненной змеем. Он одновременно играл две роли и в этом мифе, и во всех других мифах, которые создавались человечеством. Он и насильник, и он же жертва, Он и режиссер и актер и в то же время зритель. И каждый человек содержит в себе Бога со всеми его противоположностями и поэтому человек кажется противоречивым и текучим существом. И чем выше поднимается человек в своём сознании и в своей восприимчивости, тем в большей степени он осознает единство всего, что прежде выглядело, как противостоящие друг другу противоположности, и тем в большей мере он становится способным воспринимать и добро и зло, как части единого и гармоничного процесса эволюции сознания. Можно привести пример с Буратино и Папа Карло. Буратино так и остался бы поленом, если бы Папа Карло не вырезал его из этого полена. А ведь он кричал, что ему больно!

Когда мы говорили о добре и зле с человеческой позиции мы рассмотрели только одну грань. В действительности существуют и другие грани, которые, иногда, взаимно отрицают одна другую. Так то, что человеку очень хочется – он считает добром. Но если в эту систему включен другой человек или даже человеческое общество, то противоположная сторона может и не считать "добро" этого человека за действительное добро, а иногда она будет даже порицать так называемое "добро" этого человека, считая его злом. Существующие законы в любом государстве требуют от людей, чтобы они выполняли их, так как это необходимо для "добра" государству. Например, закон о налогах. В то же время налогоплательщики не считают этот закон для себя добром и если найдут такую возможность, чтобы не платить эти налоги, то обязательно  ею воспользуются. Государственная система наказания для тех, кого наказывают, всегда является злом для наказанных, но само государство это считает добром. Если убийца считается источником зла, то убийца, который убивает на фронте врагов этого государства, уже не убийца, а герой, потому что он делает добро. Если мы посмотрим на пирамиду человеческого общества от множества людей – тружеников внизу, до президента наверху, то обнаружим, что каждый социальный уровень имеет свою меру добра и зла, которая необходима для его выживания. Таким образом, у людей не существует единой точки отсчета, которая могла бы определить, что такое добро и что такое зло. Следовательно, человеческое определение добра и зла не может быть истинным. И в то же время мы не можем однозначно говорить о том, что все, что способствует эволюции – есть добро. Потому что в этом случае необходимо поставить вопрос – эволюции чего? Потому что возможна и эволюция разрушения и страдания, эволюция мрака и лжи. Следовательно, говоря об истинном добре, мы можем иметь в виду только эволюцию сознания.

Говорят, что люди белой расы считают, зебру белой в черную полоску, а черной расы – зебру черной, но в белую полоску. Более того, первые считают, что черт – черный, а вторые – белый. Все зависит от позиций нашего сознания. Всем хорошо известен рисунок, на котором изображена безобразная старуха. Но если рассматривать это изображение внимательно, то перевернув его, вскоре найдем на нем красивое лицо молодой женщины. Вместе – красивое и безобразное. И если вы попытаетесь убрать безобразное, то вместе с этим уберете и прекрасное. Чтобы зебра была зеброй, необходимо и черное и белое. Так и в жизни, если мы будем фиксировать свое внимание на всем темном, негативном, то постепенно начнем видеть все вокруг себя в мрачных тонах и не замечать прекрасное. И глядя на совершенное, можем осознать, что несовершенства только оттеняют, делают более рельефным – прекрасное. Если мы отстранимся от смешения образов и не будем захвачены ни одним из них, то увидим, что прежние наши оценки были только точками зрения, или мнениями, каждое из которых отражало только одну часть целого. И, конечно, каждый был при этом прав и не прав одновременно.

И от того, во что погружается наше внимание, во многом зависит наша судьба. Однажды Иисус Христос сказал: "Даже волос с головы твоей не упадет без воли Его". Если понимать эту фразу буквально, то все, что ждет нас в будущем строго запрограммировано и чем бы мы ни занимались сегодня, в каком бы мы состоянии не были, то, что нас ждет в будущем, обязательно произойдет. Т.е. мы обязательно встретимся или со старухой или с красивой женщиной. Но во всяком событии можно осознать для себя что ни будь полезное и в безобразной старухе можно найти красавицу. Но если все-таки, мы способны видеть только теневую сторону стены, то это меняет наше будущее. Мы тогда привлекаем в наше будущее все что негармонично, негативно, все, что содержит в себе неудачи. Если мужчина будет считать, что все женщины сварливые, то этим мнением он будет привлекать только сварливых женщин, и если человек считает, что он неудачник, то многое из того, что он делает, действительно будет заканчиваться для него неудачами. Вспомните диалог между старым и молодым солдатом в произведении Михаила Шолохова – "Они сражались за Родину". Там старый солдат, рассказывая о взаимоотношениях с женой в своей семье, говорит, что они живут в постоянных радостях. "Сегодня я попущу в неё поленом, не попаду – она радуется. Завтра она попустит в меня утюгом и не попадет – я радуюсь. Так и живем мы в радостях". Очень многое в нашей жизни зависит от того "на какую сторону стены мы смотрим – на солнечную или на теневую", что преимущественно мы видим – безобразную старуху или красивое лицо женщины.

Во внешнем мире человек ничего не выбирает, потому что он получает только то, что соответствует его состоянию предпочтения. И, мало того, очень часто своим состоянием мы привлекаем то, что не должно было бы произойти с нами. И, нередко, когда мы на светлой стороне, то нас впереди ждут удачи, а когда на темной, то происходит именно то, что не  желательно для нас. Поэтому для человека так важно фиксировать свое внимание на том, что несет в себе радость. Если мы все свое время будем фиксироваться на своих грехах, то чем дольше будет продолжаться эта фиксация, тем глубже мы будем погружаться в страдания. По-видимому, это одна из причин, почему православная христианская религия имеет такие печальные напевы и такие постные лица у монахов и большинства прихожан православных храмов. Существует какая-то предельная по времени фиксация на светлом или темном, на животном или человеческом, за которой начинается наша трансформация. Если мы фиксированы на  пороках, окружающих нас людей, но хотим перед ними выглядеть непорочными, то наша внешняя благостность постепенно сформирует из нас образ иудушки.

Духовный путь это путь радости, а не скорби. Скорбеть может наше эго со своей неуемной гордыней, так как духовная работа не может быть пищей для него, и если мы искренни в своем стремлении к духовности, то в нашем сердце всегда будет радость, потому что все трудности – это вехи на пути к Божественной истине, и в то же время это указатели на наши несовершенства. Перед каждым из нас одновременно и безобразная старуха и красавица. И когда мы видим только старуху, то обязательно должны найти в ней красавицу, потому что старуха существует для того, чтобы мы нашли в ней ее противоположность. Состояние страха, неуверенность, тоска, гневливость, подозрительность, ревность и другие состояния, не позволяют нам найти красавицу и мы вынуждены видеть вокруг себя одно только плохое. Интересно, если в это время нам показать что-то действительное прекрасное, то мы или отвернемся от него, сказав себе, что нам сейчас не до этого, или найдем в этом прекрасном множество недостатков, или же посчитаем его просто неуместным. В это время все наше тело показывает, что нам плохо. Это оно показывает не только своим внешним видом, когда мы с опущенной головой, видим только серый асфальт или грязную дорогу, но и своими реакциями. Мы хотим бежать туда, где нам лучше и наоборот, нам не хочется идти туда, где нам плохо, мы даем истерические реакции иногда с бурными внешними проявлениями, мы просто физически заболеваем, как бы этим говоря, хотя и не осознавая этого, посмотрите как нам плохо! Но мы редко думаем о том, почему вокруг нас и с нами все так плохо. В этом случае искать причину следует прежде в самом себе. И если мы на духовном пути и постоянно внимательны к своим состояниям и своим реакциям, то замечаем, что в хорошем состоянии мы видим как прекрасен мир даже в хмурую и сырую погоду, а наш взгляд обращен вперед и мы только изредка обращаем внимание себе под ноги; наша походка легка, глаза раскрыты и, не смотря на непогоду, мы видим, что в окружающем мире много света и радости и мы принимаем этот мир.

Почему для Бога нет добра и зла лучше всего объясняет метафора: представим себе кузницу, в которой кузнец и молотобоец выковывают какую-то деталь. Раскалённая болванка кладётся на наковальню, кузнец молоточком показывает то место, по которому должен кузнечным молотом ударить молотобоец и тот ударяет. И удары молоточка и молота, чередуясь, создают какую-то нужную вещь. Если бы болванка была живым существом, то она наковальню считала бы добром, а вот молот – злом! Кузнец в этой ситуации играет роль Бога, а молотобоец со своим молотом – это стихия зла, то есть – сам дьявол.

Для человека, выполняющего духовную работу, очень важно осознавать, что добро и зло, на материальном плане – неразделимы. И каждое действие или сказанное слово, в свое время даст не только ростки добра, но и ростки зла, которые, в свою очередь будут давать ростки как одни, так и другие. Это связано с тем, что миры низшей сферы состоят из материи, содержащей в себе как высокие, так и низкие вибрации, и эти вибрации неразделимы. Очень редко мысли человека не имеют двойного дна. Под этим понимается, что слова человека это поверхностный слой, скрывающий истинные цели и стремления человека. Действительные цели могут быть даже противоположны тому, что говорит человек. Но мы знаем, что истина не может иметь два лица и истина не может  быть привязана к чему-либо, кроме Бога, но тогда человеческие отношения с материальным миром не совпадают с путем истины. Что же должен делать в таком случае человек, вставший на духовный путь, если каждая его мысль или слово несет в себе не только истину, но и ложь, каждое его дело имеет в себе кроме добра еще и зло. В таком случае человек в своих взаимодействиях с миром не только поддерживает в нем состояние двойственности, но и увеличивает ее, так как все что он говорит и делает, не является абсолютной истиной. Но духовный искатель знает, что Бог в своей эволюции использует те условия и те методы, которые соответствуют Его намерению. И те действия, которые совершает Божественная воля, не ведут к умножению лжи в материальном мире. Следовательно, духовному искателю, чтобы не преумножать ложь и зло в материальном мире, необходимо осознать Божественную позицию, с которой он действует в нашем мире. Такой позицией может быть только та, которую мы называем – жить изнутри. Если мы живем, будучи захваченными материальным миром, то мы служим ему, если же мы живем изнутри, то мы приумножаем богатства Божественной истины, так как в этом случае через нас действует в этом мире Бог. И тогда мы становимся на сторону добра, и наше намерение становится единым с намерением Бога. Даже можно сказать, что успешность духовного искателя на внутреннем пути зависит от того, насколько его намерение совпадает с намерением Бога.

Для человека является злом всё, что отдаляет его от Божественного. Но, так как всё есть Бог, поэтому в любом его проявлении он не может быть злом. Всё зависит от позиции, которую занимает человек. Тогда всё, что захватывает человека и отдаляет его сознание от внутреннего пути, будет называться злом. Но любое зло можно претворить в добро, если использовать его для духовной работы. Это возможно, потому что все, за что пытается материальный мир уловить духовного искателя, уже находится в нем, а внешние проявления – это только отражение нашего внутреннего зла. Тогда, исследуя корни зла, мы сможем осознать их природу и освободиться от них, не потакая им. И в этом случае внешнее зло, которое отдаляет от Бога обывателя, реализуемое им во внешнем мире, будет приближать духовного искателя к Богу, потому что он, осознавая в себе проявления зла, отвергает его. Поэтому не следует подходить к идее зла категорически, так как в этом случае всё зависит от позиции человека – для обывателя этот проявленный мир содержит смысл и цель его жизни, в то же время для духовного искателя этот проявленный мир с его значимостями, является школой, в которой берут начало все пути, ведущие в запредельное.

Опубликовано