Шри Ауробиндо говорил о необходимости остановить свой внешний ум – имеется в виду тот ум, который использует эго в своих целях. Тем более, что внешний ум не является инструментом знаний, и способен только превращать знания в информацию, да и то не всегда удачно. Центральное существо человека содержит в себе истинный ум, являющийся носителем знаний, истинный витал и истинное физическое, а внешняя проявленная часть ума, витала и физического тела – это только инструмент, необходимый при взаимоотношениях с проявленным миром. Шри Ауробиндо трое суток провёл под руководством йога Лелэ, чтобы остановить свой ум. Современные условия только немногим искателям, идущим духовным путём, позволят трое суток подряд заниматься остановкой ума, но если это делать несколько раз в неделю, то это в значительной степени успокоит внешний ум и сделает его достаточно молчаливым.
Здесь я расскажу о своём опыте работы с умом. Каждая чакра имеет своё пространство, воспринимаемое человеком как сфера, размеры которой и цвет её внутренней атмосферы – не одинаковы у различных людей. Прежде чем начинать работу с умом, необходимо сесть в максимально удобную позу, при которой спина и голова касаются спинки кресла (или дивана), руки должны лежать на бёдрах с вложенными одна в другую ладонями, ноги – стоят на полу в удобном для вас положении. При этом, человек должен сидеть в вертикальной позе, а не полулежать в кресле. Глаза должны быть закрыты. Исследуйте позу, в которой вы находитесь, если есть неудобства, исправьте позу. Ещё раз пройдитесь по различным частям вашего тела в местах соприкосновения его с креслом, а ступней ног с полом. Осознайте ощущения, которые вы воспринимаете. Затем переведите своё внимание вовнутрь головы и останьтесь там в качестве наблюдателя. Вначале вы будете находиться в темноте, в которой ничего не происходит. И это будет продолжаться до тех пор, пока частота вибраций вашего внутреннего внимания и частота вибраций вашего ума не станут созвучными друг другу. Т. е. необходимо некоторое время оставаться в темноте внутреннего пространства ума, и стараться быть максимально спокойным и неподвижным, пытаясь что-то воспринять в темноте ума. При этом, ваше тело так же должно быть неподвижным и при хорошей концентрации внутреннего внимания вы можете перестать его воспринимать. Это хороший симптом, так как свидетельствует о том, что ваше внутреннее внимание уже не созвучно вашему телу, так как вибрации внутреннего внимания стали более высокими. Ещё раз хочу сказать: мы воспринимаем только то, что созвучно нашему внешнему вниманию, или как в нашем случае, вниманию внутреннему. Стараясь достигнуть максимальной неподвижности внутреннего внимания, мы, неожиданно для себя, обнаружим, что находимся в освещённом пространстве сферы ума, в нижней его части. Если в этот период никаких мыслей не будет, то сфера будет ясной и прозрачной. Если у вас преобладает ум, то атмосфера этой сферы будет окрашена в зелёный или зеленоватый цвет. В моём случае этот цвет был золотистый. Оставаясь неподвижным «Свидетелем», какое то время спустя по небосводу этой сферы могут появиться плывущие облака – это свёрнутые мысли. И если в это время вы находитесь в состоянии глубокого покоя и неподвижной внимательности, то можете осознать, что у вас появляется состояние любопытства и желание развернуть этот облачный свёрток и узнать его содержание. Это делать не следует, так как этим самым вы откроете «мешок Пандоры». И ещё вы осознаете, что состояние неподвижного «Свидетеля», осознающего сферу ума, делает этот ум так же неподвижным. Я решил исследовать сферу ума и обнаружил внизу этой сферы колодец, откуда слышался шелест. Я знал, что это подсознание, которое там, на большей глубине, переходит в область несознания. Затем я обратил внимание, что на небосводе сферы ума вновь появилось ментальное облачко, в котором, я уже знал, содержится ещё какая-то мысль. Это облачко отделилось от внутренней стенки справа и медленно поплыло влево. Мне стало интересно – откуда оно появилось. И я отправился в то место, где это облачко только что было, и ничего существенного не увидел. Тогда я осознал побуждение заглянуть за пределы сферы ума, что я тут же и сделал. И неожиданно для себя я увидел огромное количество каких-то насекомых, которые вились над сферой ума. Некоторые из них садились на эту сферу и тут же появлялись внутри неё в виде облачка, внутри которого была очередная мысль. И я понял, что активность ума подобна аромату цветов, привлекающих к себе пчёл для опыления, но ум привлекает мысли и далее манипулирует ими. Если у человека появляется какая-то проблема, то намерение решить эту проблему тут же привлекает определённые мысли, которые человек принимает за свои, и те, которые неудачны – отбрасывает и им на смену приходят другие – более удачные. Но можно быть только спокойным наблюдателем или «Свидетелем», и ваша неподвижность создаст в атмосфере ума такую же неподвижность, и он уже не будет пропускать какие-то мысли извне – и в уме воцариться прозрачность и неподвижность. И эта неподвижность ума будет продолжаться до тех пор, пока внутреннее внимание будет оставаться неподвижным. Но это не значит, что вы остановили ум, он у вас остановился только на время, так как вы своим неподвижным вниманием сковали его активность. Но всё-таки вы кое-что сделали. Ум теперь знает, что у него есть хозяин, который может в любое время его остановить. И он будет продолжать свою привычную активность, но уже с оглядкой на «хозяина». Другими словами, его хаотичная активность, когда ему не дана «хозяином» какая-то работа, станет менее активной. И если такую работу с умом человек делает ежедневно и много раз, то ум его становится всё более спокойным и упорядоченным. Причём, человек начинает замечать, что прежняя отвлекаемость, в период какой-то работы, теперь выражена в меньшей степени, да и его работоспособность стала выше.