Человеческое существо, которым управляет Низшая природа, является не только ее инструментом при её реализациях в материальном мире, но и служит целям одухотворения материи. И для того, чтобы это стало возможным, человеку необходимо устранить разделение его внешней части и внутреннего истинного существа друг от друга. Они должны стать едиными и только тогда работа будет сделана, а это станет возможным только тогда, когда человек освободится от своего ложного «я» – эго. Но для этого ему потребуется проделать очень большой путь, так как все планы сознания, вплоть до планов Верховного разума, участвуют в формировании человеческого эго.
С другой стороны, Центральное существо и Психическое существо управляются Высшей природой, сознание которой неизмеримо более высокое, чем сознание сил, которыми управляет Низшая природа.
Возможности человека неизмеримо превосходят возможности животного и растительного мира. Но только немногие из этих возможностей в нём проявлены, повинуясь всевозможным влияниям низшей природы и автоматизмам. Человек, иногда, в более позднем возрасте, вдруг осознает, что жизнь была никчемной и пустой, и тот опыт, который позволил ему это осознать, он не может передать своим детям или внукам. Какова причина такого рода автоматизмов, которые человек не осознаёт и следует им всю свою жизнь? Человек очень часто видит, что он делает, или слышит, о чём он говорит, но делает и говорит, пользуясь уже наработанными прежде шаблонами. Почему человек несознателен настолько, что даже не осознает этого? Дело в том, что то, что мы называем человеком, в действительности только исполнительная его часть. К этой части относятся ум, витальное тело и физическое тело. Сам же человек не является ни тем, ни другим и не третьим. Если его ум является исполнителем воли физического тела, сознание которого направлено на удовлетворение физических потребностей, и совсем не обязательно эти потребности реальные, нередко они разрушительные, и сознание человека, в таком случае, опускается настолько низко, что человек становится при общении с людьми неадекватным, так как у него отключены более высокие уровни сознания и соответствующий им контроль. В некоторых случаях при тяжёлой болезни организм человека все свои силы отдаёт на преодоление болезни и сохранению жизни, в таких случаях так же возможно значительное снижение уровня сознания с последующей неадекватностью реакций больного человека. Ещё одной причиной снижения сознания человека, может быть его захваченность эмоциями, что может привести не только к снижению сознания и ментальной неадекватности, но и к физическим, нередко, разрушительным реакциям. В некоторых случаях после такого снижения сознания, человек смутно помнит события, которые были спровоцированы им самим, или даже совсем ничего не помнит. Истинный Человек – это то, что в восточной философии называют Центральным существом, или внутренним Истинным существом. Именно оно должно использовать внешнюю исполнительную часть человека, под которой мы понимаем его физическое тело, витал и ум. Силы Низшей природы, внешние относительно человека, овладели сознанием внешней исполнительной его части и подчинили его себе. Истинное внутреннее существо или центральное существо, которому по праву принадлежит внешняя исполнительная часть, осталось, если так можно сказать, при своих интересах. Человек сознателен только тогда, когда его ведет во внешнем мире Психическое существо, и бессознателен, если он подчиняется влияниям, идущим извне. Если быть достаточно внимательным, то можно легко осознать, что все, что делает человек во внешнем мире, и даже тогда, когда он, как ему кажется, выбирает наиболее приемлемое для него направление активности, он делает под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому, его кажущийся выбор, нередко приводит совсем не к тому, что он ждал в конце его, а иногда даже к противоположному результату. Можно сказать, что природа имеет свои цели, к которым она ведет человека. Ей безразлично все, что человек хочет получить от жизни, и важно то, что имеет отношение к ее собственной цели. Люди – это пешки, которыми играет низшая природа. Можно подумать, что Низшая природа управляет человеком, воздействуя на внешние обстоятельства, но в действительности в этом для нее нет никакой надобности. Она управляет состояниями человека, его эмоциями, стремлениями и отношениями не только к внешнему миру, но и к самому себе. Ей совсем незачем устраивать перед человеком специальные сцены, достаточно будет того, что в полной ее власти находится человеческое эго, его ум и витал. Человек несознателен до тех пор, пока позволяет Низшей природе управлять им и все радикально меняется, когда он начинает осознавать в себе влияния Низшей природы, которая никогда добровольно не позволит ему стать на духовный путь.