На определенном этапе внутренней работы духовный искатель начинает осознавать, что он находится между двух сил. Одни из них стремятся к совершенству, – другие же – к неизменности и даже к разрушению. При этом он осознает, что физическое тело, которое он прежде считал своим, в действительности может принадлежать как тем силам, которые стремятся к совершенству, так и тем, что противостоят первым. И первый вопрос, который у него возникает – кто же в действительности он и для чего необходимо тело? Исследуя всевозможные физические реакции во внешнем мире, он приходит к заключению, что тело – это биоробот, который необходим для его существования в этом материальном мире, так же как акваланг необходим для существования человека в водной среде. В дальнейшем он осознает, что этот биоробот, который он прежде ассоциировал только с собой, заселен довольно плотно различного рода сущностями, которые пользуются им в своих целях и на уровне подсознания постоянно конкурируют между собой. Продолжая исследовать внутреннюю структуру своего существа, человек находит в верхней части физического тела субстанцию, пустившую многочисленные щупальца во внутрь его тела, которыми соединяется с многочисленными витальными сущностями, обитающими внутри него. Будучи очень внимательным при исследовании самого себя, человек осознает, что каждая сущность, обитающая в физическом теле, является как бы некой гранью его самого. Но среди них выделяется одна, которая считает себя самой главной среди других, которые являются ее вассалами и выполняют ее волю. Эту сущность люди называют эго, хотя в действительности она является коллективным умом всех обитателей физического существа человека. Поэтому она имеет множество лиц и практически неуловима. Продолжая исследовать то, что мы называем собой, человек обращает свое внимание на самого исследователя и находит его у себя над головой. Пытаясь найти того, кто обнаружил исследователя (или свидетеля) у себя над головой, человек обнаруживает, что осознающая субстанция чрезвычайно текуча и легко проникает в те структуры, на которые направлено ее внимание. И что исследователь является частью этой текучей субстанции, которую мы называем сознанием. Человек находит, что поверхностная часть осознающей субстанции способна наблюдать только грубые вибрации, характерные для внешнего материального и чувственного мира, но чем глубже находятся уровни сознания (осознающая часть), тем более тонкие и высокие вибрации способна она осознавать. И, кроме того, более высокие уровни сознания могут осознавать все, что содержит в себе вибрации менее высокие. Таким образом, человек находит, что сознание способно осознавать самое себя. Пытаясь осознавать все более и более высокие структуры своего сознания, человек обнаруживает, что внутренняя часть его сливается с некоей сущностью, которая и является реальным Человеком. Все остальные "пассажиры" являются безбилетными попутчиками. Но, продолжая внутреннюю исследовательскую работу, человек обнаруживает истинное значение всей этой конструкции, которая в точности соответствует своему предназначению. Он находит, что внутреннее его истинное "Я" не бывает захвачено чем-либо происходящим в его внешней части, которую он воспринимает как нечто поверхностное, неустойчивое и мятущееся по малейшему поводу. И еще он воспринимает, что его внутреннее "Я" является частью великого, абсолютно сознательного, беспредельного существа, которое находится над ним и осознает весь окружающий мир с его страданиями и ложью и одновременно осознает реакции эго во всех его масках.
Однажды мы уже говорили, что в нашем сознании внешний мир, да и мы сами представлены в виде моделей. Но в каком пространстве и времени существуют эти модели? Вопрос очень уместный, потому что если мы ответим на него, то этим самым разъясним хотя бы самим себе, где мы должны держать сознание, когда лежим, если в вертикальном положении мы помещаем его над головой. Или еще один вопрос: если психическое существо находится позади нас, на уровне анахата-чакры, то где оно находится, когда мы лежим на спине? Дело в том, что наш ум моделирует не только объекты и взаимодействия с ними, но так же и пространство и время – внутри нас вся вселенная, по крайней мере та ее часть, которая осознается нами. Поэтому мы никуда над головой не поднимаемся, а остаемся в своем внутреннем пространстве, а там мы можем подняться до звезд, в то же время, не выходя за пределы нашего существа. Но во внутреннем пространстве вибрации распределяются не хаотично, а снизу вверх – от ступней ног до головы – относительно человеческого тела. Причем внизу располагаются наиболее низкие частоты а вверху – высокие. И если человек поднимает свое сознание над головой, то просто он входит в более высокочастотную полосу внутри себя, этим самым через чакры, соединяясь с мирами, имеющими высокие вибрации. Когда мы читаем у Моуди о том, что сознание умерших с большой скоростью летит через тоннели, то это так же не выходит за пределы внутренних пространств. Выйдя же за пределы самого себя, человеческое сознание попадает в тот мир, к вибрациям которого человек привык или был привязан, будучи живым. Человеку, выполняющему духовную работу, важно помнить, что если он реально поднимается во внутреннем пространстве, то чем выше будет находиться его сознание, тем более спокойным и уравновешенным он будет себя чувствовать. Это очень важно, так как внутреннее равновесие является основой духовной работы.
Каждое из живых существ, обитающих на Земле, не воспринимают реальность такой, какова она есть в действительности. Внешние органы чувств животных и человека воспринимают иллюзию, потому что сама по себе материя проявленного мира не имеет тех качеств, которые каждому из людей кажутся очевидными. Существует еще множество других иллюзий, которые воспринимаются человеком как реальности, в том числе и иллюзия восприятия человеком самого себя. В своих многих беседах автор раскрывает суть иллюзий проявленного мира и их необходимость для эволюции сознания современного человека.
Здесь говорилось о том, что иллюзия – это искаженное восприятие. Если бы мы воспринимали мир таким, каким он реально является, то мы бы ничего не воспринимали, так как действительная реальность мира недоступна для наших органов чувств. И не только для наших, но все формы жизни имеют органы чувств, без которых существование жизни невозможно. Практически мы воспринимаем окружающий нас мир таким, каковы мы сами. Другими словами, мы воспринимаем только отражение изменённой реальности мира внутри нас самих. Я бы сказал, что мир не только иллюзорен, но и символичен, и все, что мы принимаем за единственную реальность, на самом деле только реальность символов. Попытаемся убедиться в этом на примерах. Произнесите вслух по слогам название какого либо предмета, очень внимательно вслушиваясь в звучание этого слова, при этом старайтесь не вспоминать образ называемого объекта. Так можно "увидеть", что остались только звуки. Вместо слова, имеющего конкретный смысл, вы получили бессмысленный набор звуков. Можете брать любые слова, и всегда результат будет один и тот же. Таким образом, слова – это только символы, определяющие образы, которые за ними стоят. Сами по себе слова, без образа стоящего за ним, не несут никакого смысла, но они крайне необходимы при общении людей друг с другом, или, например, при чтении печатного текста.
Образы - это тоже символы реальности, в которой мы живем и которой являемся сами. Это некие абстрактные модели, значимость которых (отношение к которым) зависит от наших интересов и нашего состояния. Каждая из этих моделей – отпечаток какой либо реальности. В период бодрствования в нашем уме с огромной скоростью идет моделирование любого вида нашей деятельности. Осознавание всего этого возможно, только когда в нашем уме существуют соответствующие модели (символы). В действительности мы при этом осознаем не действительную реальность, а только несовершенный ее символ – модель, отражающую иллюзорную реальность в нашем уме. Любому нашему действию всегда предшествует построение модели этого действия. Если модель несовершенна, то и действие будет несовершенным. Таким образом, мы воспринимаем мир и действуем в этом мире в соответствии с возможностями нашего внутреннего механизма моделирования.
Если в нашем уме есть модель окружающего нас мира, то для нас этот мир существует. Если ее нет, то и никакой реальности нет, или эта реальность будет вымышленной. Единственной причиной, побуждающей нас действовать определенным образом, является сочетание моделей в нашем уме. Существуют также модели, определяющие наши состояния. Именно они создают фон, на котором разыгрываются любые взаимодействия моделей внутри нас и определяют бесконечное разнообразие восприятия мира и наших реакций в нем. И этот фон зависит не только от внешних обстоятельств, но и состояния психики человека и его физического здоровья.
Как человеческая звуковая речь состоит из неделимых элементов – звуков или письменная – букв, так и модели, через которые мы осознаем мир и действуем в нем, состоят из первоначальных неделимых символов. Для всех живых существ эта “азбука” едина, лишь с той разницей, что не все ее используют в полной мере. И само собой понятно, что восприятие мира человеком ограничивается внутренним ресурсом первоначальных символов. Мир бесконечно разнообразен, а наши ресурсы, необходимые для его моделирования, ограничены. Есть еще одна особенность восприятия: с возрастом первоначальные символы как бы склеиваются в более крупные и, вследствие этого, более устойчивые конгломераты. Отсюда, более трудное и более искаженное усвоение нового, так как более крупные блоки символов не могут соответствовать формам новых моделей, являющихся отражением нового опыта и новых знаний. Людям преклонного возраста легче оперировать чем-либо уже знакомым по прежнему опыту, чем воспринимать новое. Но, главной иллюзией человеческого сознания является то, что человек воспринимает себя отделенным от окружающего мира, отсюда его чувство превосходства над этим миром. Отсюда же и его неведение, по причине которого он часто принимает второстепенное за главное и наоборот. Потеряв чувство единства с окружающим миром, человек одновременно с этим теряет осознание, что позади всего сущего, и во всем, в том числе и в самом человеке есть Бог. Люди – это только части великого тела Бога и наша отделённость от окружающей нас реальности – это только иллюзия. И, как мы уже говорили – все воспринимаемые грани реальности мира – всё это иллюзии. Сами по себе атомы и всевозможные энергетические поля не имеют ни цвета, ни запаха, ни каких-либо других качеств, которые на основании воспринятых колебаний (или вибраций) осознаются всеми живыми существами как всевозможные качества объектов. И что интересно, все люди, благодаря своему восприятию, осознают мир приблизительно одинаково, что позволяет им понимать друг друга. Общечеловеческая иллюзия! Мы не воспринимаем и не осознаем реальный мир таким, каков он есть в действительности!
Но наши чувства, наши эмоции, В действительности не что иное, как вибрации, колебания энергетических полей. Наши желания, стремления, состояния, побуждения – это все только вибрации энергий. Но мы сами конечно же не иллюзия, мы реальность, мы хотим надеяться на это, мы не хотим быть иллюзорными! Но хотя нам и не хочется верить в это, но наше восприятие самих себя, так же иллюзия, потому что мы так же состоим из атомов и всевозможных энергетических полей. Мы не имеем тех качеств, которые находим у себя, и все обменные процессы в нашем организме – это тоже только взаимодействия энергий. И более того, говоря о том, что весь мир и мы в том числе – это упорядоченные структуры, состоящие из атомов и энергетических полей, мы должны помнить, что атомы – это волны и вихри энергий. Тогда любое вещество, как бы сложным оно ни было – это только энергия и любые формы жизни – это также определенным образом организованная энергия. Не следует энергию представлять как некое аморфное поле – все живые и не живые объекты, все, что проявлено, т. е. воспринимается при помощи органов чувств и то что не проявлено – это все энергия, имеющая определенную структуру. Если бы мы могли воспринимать Вселенную такой, какова она есть в действительности, то мы увидели бы сияющую светом пустоту, в которой различные объекты выглядели бы как свечения различной интенсивности. Кроме того, мы бы осознали, что все эти объекты, как бы велики или малы они ни были, взаимодействуют друг с другом и в этом взаимодействии существует строгая гармония. И знания этого привело бы нас еще к одному осознаванию, что вся бесконечная вселенная является единым живым существом, а каждое из существ от мельчайших, до титанических – всего лишь незначительные части необъятной вселенской сущности, которую мы называем Богом.