Виртуальная – значит возможная. Для каждого человека мир, кроме своей действительной части имеет ещё и часть возможную, т. е. виртуальную, и каждый человек имеет свою виртуальную реальность. Причём размеры действительной и виртуальной реальности для различных людей не одинаковы, что зависит от многих причин. Но основная из них – это широта сознания, что зависит от широты и глубины интересов человека. К сожалению, у человека нельзя воспитать широту его интересов, если у него нет к этому врождённых предрасположенностей. Фундаментом человеческой личности являются его животные инстинкты и унаследованные генетические предрасположенности. Именно предрасположенности, а не инстинкты определяют и будущие интересы человека, и его будущую широту сознания. Здесь можно вспомнить слова, однажды произнесённые Сократом: «Я знаю, что ничего не знаю». Каждый человек, познавая реальность мира, в котором он живёт, и стараясь понять его суть, встречается с на первый взгляд странным явлением, которое, кажется, нелогичным и даже невозможным. Этой нелогичной невозможностью является сопоставление между собой познанного и непознанного. Люди, живущие в проявленном мире, привыкли к тому, что познавая что-то, они увеличивают поле познанного и уменьшают поле непознанного. В духовной работе всё не так. Работу духовного искателя можно сравнить с восхождением на высокую гору. Для большей наглядности представим себе, что в гору поднимаются два человека, один из них – духовный искатель, другой – обыватель. В самом начале пути, когда они были ещё у подошвы горы, то оба видели только её основание. Но всё изменилось, когда они стали подниматься в гору. Обыватель периодически поглядывал в сторону вершины и для себя отмечал, что расстояние до неё постепенно сокращается. Но духовный искатель имел другие цели, потому что целью его была не вершина горы, хотя он и поднимался в её направлении. По мере своего восхождения он видел, как расширяется горизонт в бескрайность. Даже пройденные немногие десятки метров расширяли горизонт на много километров. Обыватель ничего этого не замечал, так как его внимание было обращено под ноги, и только изредка он поднимал голову, чтобы увидеть сокращающееся расстояние до вершины горы.
Универсум с его бесчисленными вселенными – это и есть Бог. В Универсуме есть два основных движения – одно ведёт к смерти – это движение вниз, другое – к бессмертию – вверх. Первое связано с замедлением вибраций и с полной их остановкой, что можно сравнить с абсолютным нулём, второе – с повышением частоты вибраций, которому нет предела. Эти два потока идя навстречу друг другу внутри единого Божественного намерения, и проходя друг сквозь друга, необходимы в восходящей эволюции Универсума или Бога.
Всё сущее, осознающее свою индивидуальность или не осознающее её – это всё части единого Бога, имеющие индивидуальность и отделённые неведением от всеобщего космического единства. Восходящие к совершенству намерения единого Бога в каждом живом существе воспринимаются, как стремление жить, но в каждом живом существе есть и нисходящая часть, которая осознаётся человеком как инертность, нежелание делать усилия, нежелание знать и нежелание менять свои мнения, стремление жить в комфортных условиях и получать от жизни удовольствия. И кажется, что в этом ничего плохого нет, всё живое стремится к комфорту и удовольствиям. Но, всё живое на Земле не живёт ради комфорта и удовольствия, оно стремится в своей реализации к высшему возможному уровню. Так, бабочка однодневка стремиться, в течение всей своей краткой жизни, успеть найти партнёра, чтобы отложить яйца, из которых в будущем выйдут гусеницы. Любое животное и насекомое стремиться выжить и дать потомство. Но каждому своё. Человек уже превзошёл животное и для него высшим стремлением уже не является то, что является высшим стремлением животного, хотя у него никто не отнимал его животных особенностей и возможность их реализации. Но человечество за основу своих высших стремлений взяло рафинированные животные потребности – оно отделило секс от его предназначения и стремится использовать его только для удовольствия, хотя для поддержания жизни человечества на планете размножение является более необходимым, чем удовольствия. На самом деле, удовольствие – это поощрение человека на путях продолжения своего рода. Но человек всё разделил, этим самым, уничтожив истинное предназначение всех процессов, обеспечивающих его жизнь. Так, качества пищи, такие как вкус, запах, цвет отделил от продукта и стал использовать их в различных концентрациях и сочетаниях при создании разнообразных далеко не всегда полезных блюд и продуктов. Всё должно доставлять человеку удовольствие и желательно, с наименьшими усилиями для их получения. Здесь, кстати, следует напомнить, что как достижение какого-то результата с наименьшими усилиями, так и достижение этого же результата с максимальными усилиями – разрушительны для человека. Но, так или иначе, восхождение по пути совершенствования всегда требует адекватных усилий.
Все психологические процессы воспринимаются человеком, как проявления его индивидуальности, хотя в действительности, это процессы в Божественном теле, так как Он создал всю реальность этого мира из самого себя и наша жизнь – это его жизнь. Но человек называет жизнью активность только поверхностной части своего существа, не осознавая внутреннего основного процесса Божественной жизни, которая не имеет человеческой индивидуальности. Присвоение человеком всех состояний и всех процессов, происходящих в человеческом существе, не даёт ему возможности осознать, что он только сознательный инструмент Божественного на его бесконечном пути совершенства. Человек одет в своеобразный кокон, основной идеей которого является «я» и «моё», за пределы которого он пока ещё не готов выйти, чтобы познать реальность такой, какова она есть в действительности.
Реальность мира не имеет тех качеств, которые для живых существ создают иллюзию реальности. Действительно, если воспользоваться современными научными данными, то можно легко придти к выводу, что материальная вселенная не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Она не имеет температуры, и она не имеет раз и навсегда заданных форм. В настоящее время на основе исследований в области квантовой физика создана бутстрап-теория, которая отказывается от каких бы то ни было фундаментальных кирпичиков материи и от каких бы то ни было фундаментальных объектов Вселенной – фундаментальных констант, законов и уравнений. Материальная система выглядит как динамическая паутина взаимосвязанных событий. Ни одно из свойств любой части этой паутины не является фундаментальным: все они вытекают из свойств других частей, и всеобщая согласованность их взаимосвязей определяет структуру всей паутины. Вот так, есть только энергия и её производные, которые так же текучи и изменчивы, как и сама энергия.
Восприятие и взаимодействие с реальностью может происходить только при созвучии с ней. Но тогда в человеке должна быть копия окружающей его реальности, а может быть её оригинал, без чего невозможно взаимодействие с реальностью и невозможна восходящая эволюция. В человеке должно быть то, что и во внешнем мире и даже во Вселенной. Но всё это находится в нём в виде закрытых возможностей, которые открываются только на призыв внешней реальности нашего мира, и на призыв более высоких планов сознания. Практически, человек несёт в себе всю Вселенную в виде возможностей, что является залогом и обещанием его бесконечной эволюции. действительно, можно подниматься только по той лестнице, которая уже есть. Жизнь человека и его эволюция – это раскрытие и реализация возможностей, которые уже вложены в каждого человека и, что очень важно, это реализация программы жизни, которая создаёт качественную окраску миру, этим самым, превращая его из непроявленного в проявленный, и одновременно определяя направление динамики его жизни.
Это очень важная часть программы жизни, управляющая человеком. Она так же скрыта человеческим неведением, которое вводит человека в заблуждение, в котором он предполагает и даже уверен, что это он сам решает свою судьбу. Я говорю, так же, потому что восприятие человеком качественной реальности мира является иллюзией. Реальность мира существует, но она бескачественна, и не будь программы в человеке, которая превращает вибрации внешней реальности в различные качества, а различные вибрации внутренней реальности в различные состояния, человек, на этом этапе его эволюции не мог бы существовать. Обратите внимание, реальность абсолюта имеет ту структуру, в её статике и динамике, без которой никакая сознательная эволюция была бы невозможна. Но сознание – это энергия и всё во Вселенной состоит из сознательной энергии. Следовательно, наше восприятие реальности, состоящей из материальных объектов, не соответствует действительности, можно сказать, что она виртуальна.
Виртуальный – это значит, не имеющий физического тела. И если мы согласимся с современным видением реальности мира с субатомных позиций, то нам придётся согласиться с тем, что любое проявление материи – это, в конечном счёте, проявление энергий и любой объект этого мира является виртуальной реальностью. Во Вселенной не существует ничего, кроме сознательной энергии, которая и есть Бог. Конечно, у нас могут появиться вопросы, касающиеся как самого Бога, так и человека. Например: какая нужда заставила Бога, который в любом случае вечен, всемогущ, всезнающ, вездесущ, стать такой Вселенной, которую мы знаем? Для чего Бог стал бесчисленными формами жизни с их индивидуальностями и бесконечным спектром стремлений, желаний, и всевозможных эмоциональных переживаний? Для чего бесконечный спектр сознания был распределён среди бесчисленных форм жизни? и для чего реальность мира распределена по уровням совершенства и уровням взаимодействия, в которых проявляется принцип жертвы и хищника? С какой целью во Вселенной существует принцип противоположностей? Кстати, зачем Богу понадобилась эволюция сознания – это так для него необходимо?
Вечность Бога возможна только при непрерывной восходящей эволюции, постоянном совершенствовании и освобождении и трансформации всего преходящего и несовершенного. Реальность мира, которую мы знаем, является только ничтожно малой частью всей реальности Вселенной, и наши знания ограничены только той незначительной частью возможностей, которые доступны для нас. Но по мере эволюции сознания в человеке будут открываться всё новые возможности, и новые горизонты прежде неизвестного, и всё большие глубины и высоты станут ему доступны.
Отвечая на вопрос: какая нужда заставила Бога, который в любом случае вечен, всемогущ, всезнающ, вездесущ, стать такой Вселенной, которую мы знаем? Мы можем сказать, что это Его способ бытия, который соответствует его намерениям, а все формы жизни – это только средства, при помощи которых Божественный делает свою работу на бесконечном пути восхождения сознания.
И с какой целью во Вселенной существует принцип противоположностей. Не он ли порождает малые и большие конфликты, постоянно вспыхивающие как среди отдельных людей, так и среди народов Земли? Восходящая эволюция – это всегда отделение несовершенного от совершенного, и в дальнейшем, трансформация несовершенств в совершенства. Этот процесс для человека может быть неосознанным и может быть осознанным, когда человек осознаёт в себе проявление всевозможных деструктивных состояний и оправдывает или же отвергает их. Без разделения на противоположности невозможно выявления всего, что препятствует восхождению сознания, и невозможен процесс взаимодействия сил для отделения совершенного от несовершенного.
И, наконец, зачем Богу понадобилась эволюция сознания – это так для него необходимо? Шри Ауробиндо однажды сказал, что энергия сознательна. Это же самое утверждают физики, исследующие материю на субквантовом уровне. Чем выше частота вибраций субстанции энергии, тем выше энергетический потенциал и выше уровень сознания, и соответственно, тем более высокими, гармоничными и созвучными становятся взаимоотношения между объектами реальности мироздания, у которых при этом открываются новые, прежде недостижимые возможности. И в эволюции сознания есть ещё одна очень важная особенность – это граница или черта, отделяющая смерть от бессмертия. Выше этой черты, вибрации планов сознания имеют настолько высокую частоту, что ей созвучна может быть только истинная часть человеческого существа – его Психическое существо и его Центральное существо. И нет других путей у человека, ведущих к бессмертию, как только через его истинное «Я» заключённое в его сердце и ведущее его к единству с Центральным существом.
Но в Абсолюте есть ещё один закон – всё во всём. Другими словами, в каждом из нас заключён весь Абсолют, и любые взаимодействия с ним происходят внутри нас. Но бесконечная Божественная реальность существует внутри нас в виде закрытых для нас возможностей, и она может стать для нас познаваемой и, наконец, познанной только тогда, когда мы станем созвучными с ней. Но мы уже говорили о том, что познание мира и взаимодействие с ним происходит внутри нас, поэтому, осознание внешнего мира и взаимодействие с ним – это только отражение внутренних процессов, происходящих в нашем существе. Следовательно, созвучие с реальностью, уходящей в бесконечные высоты и дали – это внутренний процесс, направление которого определяется нашим выбором. И даже если мы знаем, что всю внутреннюю работу на пути к бесконечному совершенству делает Божественная Мать, то мы помним, что на путях к Божественному совершенству не существует насилия. Поэтому, последнее слово при выборе путей, остаётся за человеком. Это слово – его согласие или несогласие с намерениями Божественной Матери. Это слово совсем не обязательно должно быть выражено вербально, оно может быть выражено в его действиях и в его отношениях с реальностью мира. «Да» или «Нет» могут привести к радикальным поворотам человеческой жизни, когда человек должен расстаться с целой системой, определявшей прежде всю его жизнь. Оказавшись на перекрёстке путей, не каждый может решиться на радикальные изменения своей жизни. Но всему своё время.