Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОБ УРОВНЯХ ВОСПРИЯТИЯ

Петр Зорин

2021-05-20

 

Существует два уровня восприятия – осознаваемый и неосознаваемый. Осознаваемый – это ключ, открывающий дверь в подсознательное. И в то же время, то, что осознаётся человеком, одновременно удерживает неосознаваемую реальность. Например, человек читает какой-то художественный текст, и при этом слова, прочитанные им, порождают определенные чувственные образы, которые могут быть настолько реальными для читателя, что внешняя реальность в период чтения отодвигается на второй план и может во время чтения книги совсем не осознаваться. Но кроме образов, возникающих в голове читателя, в него проникает и дух произведения, который может и не осознаваться человеком. Этот дух, содержащий в себе суть произведения, уходит в подсознание и в какой-то части трансформирует его. В дальнейшем, эта часть подсознания будет исподволь, неосознаваемо для человека, влиять на его взаимоотношения с внешним миром.

Неосознаваемая часть внешних влияний, которую мы здесь назвали духом, в нашем случае, содержания текста книги – это суть текста, суть события, суть идеи, которая соприкасается с человеческой сутью. При повторениях, взаимодействие духа, влияющего на подсознание человека, с духом человека, становится всё более интенсивным. Дух, как человека, так и тех влияний, которые воздействуют не него, наиболее тесно связаны со своей реальностью. При восприятии реальности – взаимодействуют дух человека и дух этой реальности. При этом то, что имеет большую энергию, интенсивнее влияет на объекты, с которыми оно взаимодействует.

При повторениях истончается граница между осознаваемой и неосознаваемой реальностью и усиливается влияние воспринимаемой сути или духа на человека. А так как восприятие – это всегда взаимодействие, то воспринимаемый дух, взаимодействуя с духом человека, трансформирует его.

Наши органы чувств являются проводниками к духу того, что мы воспринимаем, или чем мы занимаемся. Осознаваемая часть – это только покров духа и главным является не покров, а то, что позади него.

Любой текст позади себя имеет свой дух или суть. Любое действие и любое восприятие – имеют позади себя свой дух. Например, вы читаете духовную литературу и позади текста – будет его дух – суть которого, при чтении будет взаимодействовать с вашим духом.

Тот дух, с которым вы соприкасаетесь, существовал и до вашего соприкосновения с ним, он был всегда и даже до того времени, когда автор создал определенный текст, соответствующий духу. Если вы достаточно длительно и часто соприкасаетесь с этим духом, например, через текст, игру или какие-то действия,  то у вас может возникнуть непосредственная связь с ним, и вы можете стать выразителем этого духа. Автор – это человек, который проложил канал, связывающий наш мир с той реальностью, чей дух проявился в его произведении. Читатели – это те, которые через этот канал соединяются с реальностью, открытой автором. И в то же время читатели – это средства, через которые дух какой-то определенной реальности получает утверждение в нашем проявленном мире.

Любое произведение, создано оно человеком или природой, любая форма имеют свой дух, несущий в себе своё предназначение. То, что воспринимается человеком как прекрасное – имеет высокий дух. Но это может быть и маской в проявленном мире, которая осознаётся человеком как реальность. Такие маски есть и в природе – для  улавливания добычи. Маски используются и низшей природой для улавливания человеков. Чтобы не быть уловленным ею, необходимо развить в себе способность улавливать дух той реальности, с которой приходишь в соприкосновение, потому что дух всегда отражает реальность такой, какова она есть в действительности. Работа духовного искателя в этом направлении будет более успешной, если он предварительно остановит свой ум.

Таким образом, произвольная или непроизвольная концентрация внимания человека открывает перед ним прежде скрытую от него и не осознаваемую им реальность, и этим самым – путь к её познанию. Знания этого мы можем экстраполировать во внутреннюю медитативную практику, которая так же начинается с концентрации внимания и затем переходит в состояние медитации. На самом деле, человек при любых захваченностях какими-то внутренними эмоциональными состояниями, связанными с определёнными действиями, ими например, могут быть компьютерные игры, бездумное «перелистывание» телевизионных программ, или бесцельное блуждание в интернете; захваченность такими состояниями как ревность, зависть, депрессия, состояние безысходности и др., при достаточной длительности обязательно переходят в область подсознания и оттуда влияют на сознание человека, хотя внешние обстоятельства уже изменились. И в связи с этим, человек может быть неадекватным при взаимоотношениях с другими людьми. И, кроме того, у человека при длительных, и тем более, частых эмоционально напряжённых сходных состояниях может измениться эмоциональный фон его личности.

Человек, идущий духовным путём, должен знать, что любая его деятельность всегда сопровождается соответствующими эмоциональными состояниями, и для него очень важно осознавать эти состояния. И это необходимо делать не для того, чтобы освободиться от влияния этих состояний, потому что они содержат в себе энергию, необходимую для соответствующей деятельности человека, а для того, поддерживать активность «свидетеля» и его способность к восприимчивости.

При любой необходимой для человека деятельности, должна быть погружённость на тот уровень, который соответствует духовности. Здесь имеется в виду, что любые взаимоотношения человека с внешней реальностью должны происходить в состоянии внутренней тишины и покоя. Это утверждение станет понятным, если мы однажды осознаем, что любой вид деятельности имеет широкий спектр от низкого – тёмного, до высокого – светлого состояния. Необходимо, чтобы все наши субличности, отражающие в себе этот спектр, соответствовали нашей духовной цели. Нужно удерживать себя, как здесь уже было сказано, в состоянии погружённости, при которой вы несёте в себе высокое состояние глубокого покоя, который воспринимается, как некая неподвижная субстанция полноты и прозрачности. Это становится для человека возможным, если он одновременно занят только одной какой-то работой. Каждый человек содержит в себе как внешние, так и внутренние части, каждая из которых связана с адекватной им реальностью мира. Внешние части, к которым мы относим человеческий ментал, витал и физический ум, являются средством взаимодействия человека с проявленным миром. Внутренние части, к которым относятся Центральное существо с его истинным менталом, виталом и физическим, а так же Психическое существо и, кроме этого, тонкие тела, связывающие человека с мирами низшей сферы, которых мы иногда называем субличностями. Человек внешний мир воспринимает преимущественно при помощи внешних органов чувств, но при этом присутствует восприятие и внутренними органами чувств, присущими Центральному и Психическому существу. Правда, человек не осознаёт это глубинное восприятие окружающего его мира, и в основном опирается на восприятие внешними органами чувств, оценку которому даёт, чаще всего, человеческий ум. Но ум – это не инструмент знания, он способен воспринимать только информацию, или же превращать знания, полученные в результате внутреннего опыта, в соответствующую информацию. В любом случае, между внешней и внутренней реальностью человека и осознанием этой реальности, стоит ум. Человеческий ум можно сравнить с вратарём при игре в футбол или в хоккей –  Его задача не пропустить мяч или шайбу. А задача ума – не пропустить знания, идущие от внутренней истинной части человеческого существа или идущие из внешнего мира. Это одна из причин самопроизвольной активности ума.

Шри Ауробиндо говорил о необходимости жить изнутри, при этом человек проникает за пределы ума и погружается во внутреннюю реальность, с позиции которой значимости этого проявленного мира имеют совершенно другой смысл и предназначение. Человек должен установить связь со своей внутренней истинной частью, которая является источником знания и понимания всего происходящего с человеком в этом мире. Это становится для него возможным, если часть его сознания при любой деятельности во внешнем мире, будет обращена вовнутрь его истинного – духовного сердца. Со временем, какая-то часть сознания человека установит постоянную связь с внутренней истинной частью и тогда для человека станет возможен принцип: «жить изнутри», о котором говорил Шри Ауробиндо.