Мироздание не противоречиво, его можно сравнить с прекрасным оркестром, в котором каждый инструмент в точности соответствует своему предназначению. В нём нет противоположностей, оно как величайший поток вечности вытекает из Непостижимого и пройдя свою реализацию, вновь возвращается в Него. На этом уровне величайшего покоя, не существует каких бы то ни было противоположностей и каких-либо делений на качества и признаки. Если опуститься ниже, то можно осознать проявления отдельных ипостасей Божественного, в которых так же нет никаких противоположностей. Это жизнь, в которой нет смерти, это любовь, в которой нет ненависти, это добро, в котором нет зла и т. д. Но опускаясь еще ниже, мы находим иллюзию противоположностей, которые, взаимодействуя друг с другом, рождают опыт, благодаря чему совершается восходящая эволюция жизни. Если опуститься еще ниже, то можно осознать взлеты и падения, борьбу, в которой есть победы и поражения. На этом уровне ложь осознается победительницей, окутавшей мраком всю землю.
Когда я говорю об уровнях, то не следует понимать их пространственно, так как все они находятся внутри одного и того же пространства. Здесь речь идет только об уровнях человеческого сознания. Рассмотрим пример, в котором человек находится на том уровне сознания, который позволяет ему думать и даже говорить, что для Бога нет добра и зла, что для Него и малое и великое одинаково значимы. Такого рода заявления для человека, имеющего более низкое сознание, и живущего противоречиями нашего времени, будут совершенно не понятны. Но в действительности здесь нет никаких противоречий.
Попробуем кратко рассмотреть идею единства Бога, не имеющего ни каких различий в каждой точке своего бесконечного тела, и его множественность, которая все в большей мере проявляется по мере того, как сознание человека опускается до уровней всеобщей разделенности. Очевидно, что взаимодействия между различными частями возможно только в разделенном мире, так как только в нем могут существовать противоположности – добро и зло, любовь и ненависть, ложь и истина, сила и слабость, и другие. Человек, находящийся на этом уровне, воспринимает противостояние этих сил, как имеющих самые серьезные намерения относительно друг друга. Он, захваченный одной из этих сил, рассматривает все, что противостоит ему, как своих врагов и готов сражаться с ними.
Тот, кто находится на более высоком уровне сознания, со своих позиций видит, что в действительности человеку никто и ничто не противостоит, но в нем есть те части, которые должны быть трансформированы в нечто более совершенное и внешние силы, которые воспринимаются человеком как враждебные, воздействуют именно на эти его части, а не на него самого. Человек же, страдая неведением, вместо того, чтобы осознать в себе причины внешних, как он считает, нападений, яростно защищается. Разумеется, те силы, которые воздействуют на человека, делают это с вполне серьезными намерениями, потому что и они не в меньшей мере страдают неведением. Мы уже говорили о том, что все уровни сознания присутствуют в любой точке пространства, поэтому, позади сражающегося человека и позади сил, с которыми он сражается, обязательно есть сила, не ограниченная неведением, которая и определяет направление этих взаимодействий.
Человек, сознание которого пребывает выше противоположностей, взаимодействие которых характерно для нашего материального мира, все же осознает, что существуют и другие грани божественной реальности, кроме той, на позициях которой он находится. Например, человек, находящийся над добром и злом, не только осознает их истинное значение, но и осознает, что есть и другие противоположности, исходящие из определенного единства. Таким единством может быть вечность, а противоположности, которые из нее исходят – это прошлое и будущее; или же состояние блаженства, противоположностями которого являются высшее чувство любви и возможно, невыносимое страдание.
Существует и еще более высокая позиция, когда человек осознает единство всего сущего не только на земле, но и во всем мироздании. В этом единстве нет каких-либо граней или различий, в нем нет движения или каких-либо других изменений. И когда человек, достигший этого уровня, пытается найти какую-либо ипостась, то обнаруживает, что они не являются частями целого, но самим целым.
Когда мы говорили, что вселенную можно сравнивать со стройным оркестром, исполняющим прекрасную мелодию, то, конечно же, имели в виду, что у этого оркестра должен быть дирижер, который не только знает партитуру, но и дирижирует этим оркестром. Он не должен быть захвачен чем бы то ни было, иначе у него появятся дела относительно более значимые, чем другие, что-то станет первостепенным, предпочтительным, а что-то не обязательным. И это, конечно же, приведет к распаду единства вселенной и ее закату. Таким дирижером является личностный аспект Бога, который позади всего и во всем сущем, и который содержит в себе все, является всем и в то же время не захвачен ни чем.