Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

БЕЗРАЗЛИЧИЕ ИЛИ КОГДА НЕТ МНЕНИЯ

Петр Зорин

 

Человека можно сравнить с домом, окна которого открыты во внешний мир. И этот дом особенный, так как каждое из его окон открыто в свой мир, и сколько окон в доме, столько и миров доступны человеку для познания и реализации в нём своих интересов. Под мирами здесь понимаются поля интересов. Например, у одного человека все его интересы сосредоточены на его семье и материальном её обеспечении. У другого могут быть дополнительные интересы, касающиеся сферы политики и состояния своей страны или своего народа. У третьего, кроме уже перечисленных, проявлены значительные интересы к истории Земли, древних цивилизаций, к открытиям современных учёных в самых разнообразных сферах. Эти, третьи, стремятся сформировать для себя максимально полную и максимально правдивую картину мира, в котором они живут, и, по возможности, взаимодействовать с этим миром. И, кроме того, что очень важно, у людей с широким кругом интересов, появляется потребность знать не только смысл своей жизни, но и смысл всего происходящего в мире, и смысл существования Вселенной. Можно сказать, что в доме, которым мы называем человека, должно быть открыто достаточное количество окон, чтобы у него появилось стремление узнать, а что есть позади всего этого и какова цель мироздания. Или, другими словами, чем шире поле мировоззрения человека, тем сильнее выражена жажда познания и тем сильнее в нём стремление выйти в своём познании реальности за её пределы.

Если человека сравнить с домом подобным землянке, свет в которую попадает через единственное тусклое небольшое окошко, то такой человек, возможно, всю свою жизнь будет благоустраивать своё жилище и свой быт, а интересы его будут соответствовать только тому, что он видит в своё тусклое маленькое окно. Конечно, можно расширить это окно, украсить его витражами, но мир при этом всё равно будет виден только с одной стороны, и деятельность человека в этом мире так же будет односторонней, да и сознание будет однобоким.

Каковы причины того, что мировоззрение у одних людей, сформировалось узким и недалёким, даже в условиях, не располагающих к примитивизму, а у других, напротив, выросших в значительно худших психологических и социальных условиях, оно стремится к бесконечному всезнанию?

Первая и основная причина – это наследственность, которая имеет в виду не только родителей, но и их предков. Вторая очень важная причина – это воспитание, которое в действительности является формированием мировоззрения человека. Это формирование начинается уже в период беременности матери, будет продолжаться после рождения в течение многих лет, и закончиться вместе со смертью человека. Мир, в котором человек живёт, постоянно меняется, и человек, взаимодействуя с ним, не может не меняться. Другими словами, формирование мировоззрения человека заканчивается одновременно с окончанием его существования в земных условиях.

Хуан Матус говорил своему ученику – Карлосу Кастанеде, что судьба человека во многом зависит от того, как долго он будет находиться «в тени» какого-либо человека. Но эту «тень» может отбрасывать не только человек, но и  условия, в которых кто-либо находится достаточно долго, или идея, которой следует человек достаточно длительное время. При взаимодействии с ними человек так же меняется, по крайней мере, в его мировоззрении что-то меняется. Но если у человека узок сектор его сознания, то, со временем, его мировоззрение будет меняться только в одном направлении, и тогда, для такой однобокой личности, все интересы других людей, не касающиеся его основной увлечённости, будут безразличны. В конечном счёте, такие люди все разговоры, о чём бы в них ни шла речь, будут разворачивать в направлении своих интересов, потому что для них из бесконечного разнообразия значимостей этого мира, важны только немногие из них.

Такие люди весь мир рассматривают под одним определённым углом их интересов, и все отношения рассматриваются с позиций полезности для их собственной деятельности. Это могут быть очень деятельные люди, но слишком не интересные для людей, имеющих широкое мировоззрение, включающее в себя многие интересы.

Люди с широким мировоззрением имеют обо всём своё оригинальное мнение, но в то же время они умеют слушать мнения других людей и не навязывают свои взгляды, как более правильные, другим людям. Чем шире мировоззрение людей, тем более интенсивно в них выражена жажда знаний, и наоборот, чем уже и беднее мировоззрение, тем в меньшей степени эти люди стремятся к знаниям. Возможно, одной из причин этому является размер поля интересов мировоззрения – чем шире это поле, тем в большей степени оно касается многих граней реальности нашего мира. Вторым фактором может быть жажда насыщения каждой грани мировоззрения. И чем больше по размерам поле мировоззрения, тем в большей мере в человеке проявляется эта жажда.

Широта поля мировоззрения человека имеет очень важную особенность, которая у разных людей выражена не в одинаковой степени. Эта особенность связана с размером поля мировоззрения, которое, достигнув определённой критической величины, стремится к бесконечному расширению. В тех же случаях, когда  размер поля мировоззрения меньше этой критической величины, то оно начинает уменьшаться, как только человек перестаёт намеренно поддерживать многогранность своих интересов.

 

Опубликовано