Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ

Петр Зорин

2021-04-25

 

Полной, реальной свободы не существует, и то, что люди называют свободой, в действительности является степенью ограничений. Эти ограничения могут быть как внешними, так и внутренними. Духовный искатель, исследуя жажду свободы и состояние свободы, которые он имеет, может обнаружить цель этой свободы и средства, для достижения этой цели. Уже одно это говорит о том, что свобода – это состояние относительное. Чтобы достичь цели и реализовать её, нужны определённые усилия. Тогда о свободе мы можем сказать, что это приятное состояние, в котором мы получаем удовольствие, наслаждение, радость. Когда человек «занят ничегонеделанием», то это не является свободой, так как безделье –  это не свобода, и не всегда вызывает состояние удовольствия. Состояния удовольствия, наслаждения и радости, могут возникнуть у человека в результате успешного завершения каких-то дел или процессов, как эмоциональная оценка сделанного, но это опять не является свободой. Ну а, может быть, состояние свободы – это когда сидишь на диване целый день и смотришь телевизор? Но это не является свободой, это одностороннее общение, которое  в значительной степени снижает интеллект человека. Действительно, «с кем поведёшься, от того и наберёшься». Не напрасно телевидение для зрителей бесплатное, потому что оно используется для формирования мнений и мировоззрения человека. Тогда свобода не может быть абсолютной, она всегда от чего-то, или от кого-то. 

После слова «свобода» мы обычно задаем вопрос: «от чего?» Но свобода это состояние, которое содержит в себе нечто, противоположное самой себе и, поэтому, она самосуща и не зависима от чего бы то ни было. На человеческом плане свобода проявляется в своем разделении, и люди воспринимают ее как свободу от чего-то, или даже несвободу. Как первое, так и второе может быть для человека желанным и не желанным, потому что за маской независимости он не распознает несвободу, а находясь под зависимостью, он не видит путь к свободе. И даже если он предполагает то направление, в котором он может получить свободу, то не станет ли для него свобода условием, к которому он не найдёт путей и способов, для того, чтобы правильно распорядиться.

Первым шагом на пути к свободе для духовного искателя может быть только получение независимости от воздействия любых сил низшей природы (от чего-то). Человек как бы сдвигает свое сознание в сторону от Обычной человеческой личности со всеми ее особенностями и для всего, что прежде могло захватить его, он становится недоступным «Свидетелем». Теперь он воспринимает и осознает волны низшей природы, стремящейся захватить его, оставаясь не затронутым ими. И только тогда, когда человек достигает полной отстраненности, потому что «Свидетель» сформируется во внутреннюю независимую личность,  для него становится возможным выбор среди всевозможных влияний, идущих от различных планов реальности.

До тех пор пока человек еще не достиг полной отстраненности от всевозможных волн низшей природы, он не может быть свободным от ее влияний, и не способен делать среди них выбор. Дело в том, что человек, не имеющий внутреннего «Свидетеля», не зависимо от его желания, находится под влиянием тех сил низшей природы, которые в каждое мгновение наиболее адекватны его внутреннему состоянию. Такого человека можно сравнить с флюгером, который всегда поворачивает свою стрелку в соответствии с направлением ветра. У обычного человека, захваченного материальным миром, не может быть выбора, потому что он осознает только те влияния низшей природы, которые наиболее интенсивны и, поэтому, его восприятия последовательны. Иногда задним числом он может осознать, что у него был другой выбор, но такого рода осознавание приходит, когда «поезд уже ушел».

Естественное состояние человека – это постоянная несвобода, потому что его ограничивают всевозможные социальные и психологические клетки – это законы, правила, обычаи, моды, условности, обязанности. Человек зависим от своих привычек, предпочтений, желаний, потребностей. Он никогда не будет свободен от чувства долга, от обязанностей перед другими людьми и их ожиданиями. И в то же время он упрямо заявляет, что он свободный человек и имеет право самовыражения и выбора, хотя, в действительности, он только переходит от одной несвободы к другой. И самой значительной причиной, ограничивающей свободу современного человека, являются деньги. Они как мираж в пустыне, обещающий утоление жажды, которую полностью утолить не возможно. Существует философская трактовка свободы как осознанной необходимости. Но тогда свободен и палач и его жертва, осознавшие необходимость убивать и быть убитым.

И, конечно же, чтобы человек мог осознавать себя свободным, необходимо иметь способность достаточно тонкого различения, без которого невозможен какой бы то ни было выбор. И только тогда, когда человек становится способным выбирать из различных влияний низшей природы, какому из них отдать предпочтение, он может сказать, что сознательно сотрудничает с ней. Но с ростом восприимчивости и способности к различению, человек становится способным к осознаванию влияний не только Низшей природы, но и природы Высшей, и тогда можно сказать о нем, что он свободен. Но любая свобода будет относительна до тех пор, пока сознание духовного искателя не станет высочайшим – супраментальным. Хотя, в действительности, состояние свободы или не свободы не зависит от каких бы то ни было внешних условий. Для одного они могут быть невыносимыми, для другого – вполне естественными и в этих условиях он будет себя чувствовать, как рыба в воде. Развивая в себе восприимчивость и способность к различению, человек не только освобождается от возможности быть захваченным силами Низшей природы, но и все больше приближается к мгновению настоящего. При обычном восприятии материального мира человек воспринимает все события или свои состояния в определенной последовательности. При развитии же восприимчивости человек начинает воспринимать все более тонкую составляющую происходящих вокруг него событий, иногда еще до того, как они начинают влиять на него. И это дает ему возможность выбора, так как эти события еще не успевают захватить его. Конечно, полной свободы у человека быть не может, так же как рыба не может быть свободной от воды, в которой она плавает. Но на определенном этапе духовной работы, когда человек становится не досягаемым влияниям низшей природы, к человеку приходит состояние свободы, но теперь уже от Низшей природы. И это состояние остается в нем, несмотря на то, что он знает, что не может быть свободным от Высшей природы и что в этой жизни он только инструмент божественной воли. Тогда мы можем сказать, что выше свободы и несвободы является стремление к реализации смысла жизни. Можно представить жалкое зрелище, которое представляет человек, проведший всю свою жизнь в свободе от всего, кроме естественных надобностей.