ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВА

Бог совершенен, и нет в нем несовершенств. Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Но так как Бог совершенен, то все, чем он стал, должно так же быть совершенным. Но мы в самих себе и вокруг себя, почти всегда, видим одни несовершенства. Если же человек согласится с тем, что несовершенств не существует, так как Бог изначально совершенен, то для него исчезнут такие противоположности как хорошее и плохое, истина и ложь, жизнь и смерть, созидание и разрушение, радость и горе, наслаждение и страдание, и еще многие другие, что приведет человека к дезориентации, как духовной, так и психологической, и социальной.

Эволюция человека и всего живого на Земле восходит от отрицательного полюса к полюсу положительному, и если есть только одно совершенство, так как Бог изначально совершенен, то ни о какой эволюции речи не должно быть. Эволюция всегда имеет направление, которое можно назвать её целью, а в описанном здесь случае, цель исчезает и движение останавливается.

Если все – есть совершенство, то и любые состояния, в которых может находиться человек, так же являются отражением совершенства? Тогда ложь современного мира и насилия, которые совершаются постоянно, так же являются выражением совершенства? А миры низшей сферы, от мрачных миров смерти и до светлых миров богов – так же совершенны? И если это так, то почему мы, люди, что-то принимаем за отвратительное и стремимся избегать его, и в то же время другие проявления этого мира нам кажутся привлекательными? Почему все живое стремится выжить и не погибнуть, если смерть так же совершенна, как и жизнь?

Можно о совершенстве Бога говорить и с религиозных позиций. Религии утверждают, что Бог, создавший этот мир – совершенен. Тогда почему он создал столько несовершенств? Я уж не говорю о Библейском Боге, полном злопамятства, мстительности, лжи и ненависти, и еще множеством других качеств, которых к совершенствам отнести очень трудно. Если он всеведущ, то он не мог не знать, какое будущее он готовит человечеству. Если «даже волос с головы не упадет без воли его», то тогда что бы ни делал человек, он выражает только волю Бога. Но если всё действительно так, то за что бог наказывает человека? Такого бога можно сравнить с командиром или каким-то начальником, который посылает своего подчиненного кого-то убивать или же лишать его имущества, а потом, когда это указание или приказ выполнены, он наказывает исполнителя за содеянное. Но он будет наказывать его и в том случае, если этот исполнитель не выполнит его воли! Правда, такое возможно только в том случае, если этим командиром будет библейский бог.

Из всего здесь сказанного можно понять, что человеческая идея совершенства и Божественная идея совершенства отличаются одна от другой. Человеческое совершенство рождается в сравнении, исходя из которого, человек решает, что из сравниваемых объектов более совершенно. Идея божественного совершенства не содержит в себе элементов сравнения, но определяет предельные качества или свойства любого проявления, будь это какой-либо объект или же его какие-то свойства.

Все во Вселенной имеет свой спектр проявления, и каждая часть спектра совершенна. Но тогда, зная это, мы можем себе задать вопрос:

– Для чего каждая часть спектра реальности этого проявленного мира должна быть полностью раскрыта, и для чего все возможности, раскрывающие себя в спектр реальности, должны быть раскрыты, как об этом говорил Шри Ауробиндо?

– Любая возможность имеет две основных грани – одна из них, связана с запредельным, который и является источником любых возможностей, а другая, связана с проявленным миром. Эта грань, связанная с проявленным миром, может полностью раскрыться только тогда, когда уже раскрыта внутренняя грань, связанная с запредельным. Поэтому, слова Шри Ауробиндо о том, что все возможности должны быть раскрыты совсем не означают, что мы должны их раскрывать во внешнем мире, например, гнев, зависть, и многие другие состояния,, которые может переживать человек, доводить до крайней степени их проявления – до истощения. Необходимо раскрыть непроявленную составляющую, связанную с источником, порождающим возможности. А это можно сделать только одним способом – осознанием внутренних состояний при взаимодействии с внешним миром. При осознании внутренних состояний, происходит встреча осознающего с осознаваемым, порождающая духовный опыт. При получении духовного опыта, человек может осознать, что внешняя ситуация возникла не случайно, и внутренняя ответная реакция так же не случайна. Определенные, неосознаваемые человеком силы формируют внешние обстоятельства, в которые вовлекается человек, и эти же силы проникают в него через каналы чакр и побуждают его к активным внешним ответным реакциям.

Исследуя внутренние состояния, человек может обнаружить, что позади них существует определенный эмоциональный фон, который во многом определяет, какая из частей эмоционального спектра будет в человеке реализована. В дальнейшем он осознает, что именно на этом, глубоком уровне происходит взаимодействие темных и светлых сил. Этот уровень очень важен, так как именно он определяет отношение и направление взаимодействий человека, как к внешнему миру, так и к работе на духовном пути.

Человеческий способ определения совершенства путем сравнения, не годится для определения истинного Божественного совершенства, в котором Он никогда не повторяется, и каждая форма Его проявления совершенна, уникальна и несравнима. И, кроме того, каждое проявление Божественного необходимо только до тех пор, пока оно не выполнит своего предназначения.

Говоря о предназначении, мы должны знать, что оно не принадлежит этому проявленному миру. Это одна из причин нашего непонимания истинных причин существования всего живого на Земле и результатов его взаимодействия между собой. Сами по себе формы жизни и результаты взаимодействия этих форм, активность стихий природы, которые иногда могут быть для человека трагическими, не существуют только ради внешних, каких бы то ни было проявлений, но ради опыта, который могут получить сознательные существа. Нельзя сравнивать события  по своей значимости или величине, потому что то, что сегодня имеет незначительную значимость, завтра может стать чем-либо непреодолимым и то, что сегодня незначительно по величине, может скрывать в себе нечто великое. Все формы жизни и любые проявления их активности, имеют одинаковую ценность для раскрытия запредельной грани возможностей, и для человека, идущего духовным путем, не существует значимых и незначимых событий или состояний. Возможно, что-либо незначимое на первый взгляд может быть источником очень значимого внутреннего опыта, который приведет к изменению всей жизни человека. Поэтому, духовный искатель внимателен ко всему, с чем он встречается на духовном пути, и у него равное отношение как к чему-то незначительному, так и к чему-то очень значимому.