Любые внешние проявления человека, будь это его дела или какие-либо переживания, желания или побуждения, любые его стремления, в конечном счете, имеют свои корни в непроявленном. Все истинное, приходящее от Божественного, распадается в мирах земли на множество аккордов вибраций, каждый из которых стимулирует активность в определенном направлении каждого из земных миров. Под земными мирами здесь понимается проекции планов сознания низшей сферы миров на Землю. И каждый из этих миров, на проявленном плане, своими вибрациями вызывает у людей всевозможные состояния, влечения и побуждения. И так как это проявляется у всех людей, взаимодействующих друг с другом, то почти фатально влияет на отношения между ними. Более того, влияния этих планов сознания могут на Земле создавать различные события, которые могут выглядеть как разрушительными, так и созидательными. Практически все, что происходит на Земле, является производным изначального потока истины, содержащего в себе возможности, как высочайшие, так и самые низкие, приносящие страдания и разрушения.
Божественная истина существует как единая, многогранная, неразделенная и поэтому не эволюционирующая возможность. И только разделение единой истины на изолированные возможности, прежде составлявшие ее грани, позволяет им раскрыться. Зная это, мы можем осознать Бога, как некую единую, бесконечную потенциальную возможность, имеющую бесчисленное количество внутренних граней. Осознав эту особенность единого Бога, мы можем ошибочно сделать заключение, что Бог – это пустота, так как реальность может быть хоть как-то воспринята, если она содержит в себе раскрытые возможности.
Однажды Шри Ауробиндо сказал, что все божественные возможности должны быть раскрыты. Эта фраза может привести читателя к мысли, что все проявления и события, в которых эти проявления участвуют, существуют только ради раскрытия имеющихся у Бога возможностей, хотя в действительности, они раскрываются не ради самого раскрытия, а ради взаимодействия одна с другой. И, кроме того, в духовной работе раскрытые и проявленные возможности используются человеком для их осознания, но не для их реализации с его участием.
Не следует понимать под проявленными планами или мирами только те, которые человек может воспринимать при помощи своих органов чувств. В действительности, человек воспринимает только узкий диапазон всей проявленности и реальный, непроявленный мир бесконечно более разнообразен и удивителен, чем тот, который человек считает своим миром.
Каждая из возможностей имеет начало своего раскрытия, свой расцвет, увядание и свой конец – угасание. Так же и в проявленном человеческом мире: Все формы жизни имеют своё начало, расцвет и увядание. И через всю эту череду возможностей проходит вечность – вечное «здесь и сейчас», в котором нет даже намёка на будущее, в котором всегда существуют пределы всех возможностей, и нет даже следа прошлого. Эта возможность вечности – вне времени и все времена являются ее производными, все, что во времени – это только ступени, ведущие в вечность. Но ступени в вечность реальны только тогда, когда раскрывающаяся возможность породит опыт. В духовной практике опыт, это не то, что происходит где-то во внешнем мире, опыт может быть только внутренним, поэтому опыт всегда индивидуален. Сама по себе вечность не имеет индивидуальности, потому что индивидуальность всегда ограничена и не может быть вечной. Но опыт – это тонкая составляющая раскрывающихся и раскрытых возможностей, которые содержат в себе не только другие бесчисленные возможности, но и придают индивидуальность вечности. Человек, идущий внутренним путем, не единственное живое существо во вселенной, способное осознавать опыт и постепенно трансформироваться в соответствии с этим опытом. Существует бесконечное множество других миров, проявленных в других диапазонах вибраций, запредельных современному человеку, в которых живые разумные существа получают опыт и этим самым не только создают новые возможности, но и приближаются к вечности, в которой однажды происходит встреча всего разумного во вселенной.