Восприимчивость имеет два уровня. Один из них связан с порогами восприятия событий, происходящих в проявленном мире, второй – связан с возможностью восприятия внутренних состояний. Проявленная реальность является только малой частью непроявленного мира. В низшей сфере планов сознания существует много уровней непроявленного, причем каждый из них не имеет возможности влиять на другой уровень и не знает его предназначения. Другими словами, планы сознания низшей сферы миров изолированы друг от друга и исключением в этом является человек, который открыт всем планам сознания низшей сферы миров. В каждом человеке есть две части, которые, кажется, изолированы друг от друга. Внешняя часть, к которой относится тело с его физическим умом, витальное тело с его витальным умом и ментальное тело, задачей которого является переработка знаний в информацию и работа с различной внешней информацией. И, конечно же, человек отличается от других живых существ на земле тем, что он имеет сознание и психическое существо, несущее в себе высочайшие Божественные вибрации. Сознание человека можно сравнить с мостом, который объединяет все сознания каждого из всех тонких тел, которые являются в человеке представителями непроявленных планов бытия, и которых мы называем субличностями. Таким образом, сознание – это своеобразная лестница, по которой можно подниматься ко все более высоким планам непроявленных миров. Но, чтобы это стало возможным для человека, ему необходимо изменить себя настолько, чтобы быть созвучным более высоким планам сознания. Есть две особенности такого восхождения. Первая – восхождение возможно только через повышение восприимчивости сознания. Второе – при искреннем стремлении к восхождению, когда влияния этих планов нисходит в человека. Но в любом случае, единство сознания человека с более высокими планами сознания возможно только тогда, когда человек будет им созвучен. Почему мы говорим о восхождения сознания человека или нисхождение сознания более высоких планов в человеческое существо? Все эти планы существуют в одном и том же пространстве и только человеческие чакры делят их на низкие и высокие планы сознания. Чем ниже расположены чакры, тем более низкие планы сознания они воспринимают. Шри Ауробиндо говорил, что у человека есть чакры ниже Муладхара чакры, даже ниже подошв ног и есть чакры, которые выше Сахасрара чакры. Таким образом, человек через все свои чакры, включая семь основных, связан со всеми планами сознания низшей сферы миров. Каждый план сознания человек воспринимает как определённое эмоциональное состояние. Исследуя эти состояния, человек может воспринимать один и тот же план сознания в двух проявлениях. В одном случае какой-либо из планов сознания низшей сферы миров пытается захватить сознание человека исподволь, незаметно, постепенно заполняя его своими эманациями. Это приводит к тому, что у человека меняется настроение и, соответственно, меняются и взаимоотношения человека с другими людьми, или отношение к кому-то. Это важно знать, так как такого рода влияния низких планов сознания, могут создать конфликтную ситуацию иногда с тяжёлыми последствиями. Но в острых случаях возможен и другой вариант влияния низких планов сознания, при котором они действуют быстро, иногда молниеносно. И тогда из какой-то чакры появляется похожая по форме на змею эмоциональная субстанция, определённого цвета, чаще всего тёмно-серая или тёмно-зелёная, иногда смешанного цвета, которая извиваясь, поднимается вверх, стремясь достичь области ясного сознания человека (в области головы), и если человек прозевал и пропустил эту «змею», то он окажется в полной власти сил соответствующего плана сознания, последствия чего могут быть тяжёлыми. Имея хорошую восприимчивость, человек может обнаружить поднимающуюся из определённой чакры, чаще всего это бывает Муладхара или Свадхистана чакры, «змею» и своим пристальным осознанным вниманием остановить её. Более того, под пристальным осознанным вниманием человека она может разрушаться, начиная с головного её конца. Но, если человек только поглядывает на неё, то она медленно пятится в направлении той чакры, откуда она появилась. Человек при этом может последовать за ней и оказаться на том плане реальности, откуда пришла эта эмоция. Одновременно с восприятием плана сознания, эманации которого прежде вошли в человека, человек будет воспринимать и этот земной план реальности. Это становится для человека возможным, так как у него есть внешнее внимание, которое воспринимает земную реальность, и внутреннее внимание, способное к восприятию не только эмоциональных состояний, но и планов сознания, атмосфера которых воспринимается человеком, как какое-то эмоциональное состояние.
Проявленный мир настолько переполнен соблазнами, что мало кто из людей однажды почувствует влечение к чему-то еще, кроме того, что может предложить окружающая его реальность. И возможно слово «духовность» никогда бы и не существовало, если бы более высокое сознание не стремилось низойти в материю, чтобы поднять ее до своего уровня. Это происходит только потому, что человек осознает в себе потребность в том, что для него не является традиционным, и прежний смысл жизни уже не удовлетворяет его. Он понимает, что в этом проявленном мире нет ничего, что содержало бы в себе истинный смысл жизни, а прежние ценности, которые, казалось бы, содержали в себе смысл жизни, оказались ложными. Наблюдая за всевозможными влечениями, эмоциональными состояниями и побуждениями, человек одновременно соприкасается с их более тонкими структурами, что является для него указателями направления работы. Со временем, восприимчивость его сознания становится настолько высокой, что однажды он начинает воспринимать эманации Психического существа, или Божественной души, которая и является истинным «Я» человека. И если он продолжает оставаться настойчивым в своей внутренней работе, то его истинное «Я» и его сознание, содержащее в себе его личность, становятся единым целым. Другими словами, Психическое существо выходит на передний план и берёт управление человеком «в свои руки» Необходимо понять, что на духовном пути человек никуда не идет. Он только воспринимает и воспринимаемое приближается к нему и его сознание при этом, становится по частоте вибраций подобным тому, что он воспринимает. И то, что мы называем внутренним путем, в действительности им не является. И вообще духовная работа не является каким бы то ни было путем, потому что человек при этом никуда не идет. Можно сказать, что он растет и не только вверх, но и вширь. И даже растёт не он, а его сознание, которое по мере продолжения внутренней работы приобретает всё более высокие по частоте вибрации, соответствующие более высоким планам сознания.
И однажды он начинает осознавать, что в его восхождении была не его воля, а воля Божественного и, будучи искренним в духовной работе, он полностью отдает себя в руки Божественного. С этого времени духовная работа становится более интенсивной, и к нему приходит знание, каким должен быть каждый его следующий шаг. Однажды переживая опыт единства с Дживой, я осознал Его как нечто абсолютно неподвижное, невозмутимое, ничто на материальном плане не способно было вызвать в этом столбе голубого света, вертикально опускающегося из бесконечности, даже малейшее движение. Его неподвижное сознание, несло в себе абсолютную истину и даже малейшие вибрации лжи, безусловно, осознавались им. И тогда было осознавание, что Он не только у меня над головой, но и в каждой клетке моего тела и даже вокруг меня. Моя индивидуальность была полностью подчинена Ему, и мое восприятие самого себя и мое отношение к миру, так же было полностью подчинены Его влиянию. И, несмотря на то, что Его я воспринимал всем своим существом, сознание Его, уходящее в бесконечность, воспринимал у себя над головой.
После выхода психического существа на передний план, человеку необходимо соединить свое сознание с сознанием Дживы, без чего невозможна работа в физическом теле. И этому есть две причины. Во-первых, восприимчивость при этом значительно повышается, что необходимо для работы в теле, и, во-вторых, единство с сознанием Дживы создает почти непреодолимую преграду для воздействий всевозможных сил на человека. Это очень важно, так как работа в теле связана с темными витальными мирами, которые беспощадны ко всему, что может внести в их атмосферу даже незначительный свет. Если наблюдая за умом мы входим в сферу ума и видим, как мысли проникают в нее различными способами извне, или же поднимаются из темных глубин подсознания, то возможно то же самое и при работе с витальной сферой. Если человеку удастся достичь неподвижности сознания Дживы, то он может осознать свое витальное тело со всевозможными движениями в нем, которые воспринимаются как легкие волны, готовые в каждое мгновение превратиться в шторм.
Одновременно с этой работой у человека растет не только внутренняя, но и внешняя восприимчивость. Человек начинает осознавать цели, к которым стремятся всевозможные силы, используя человеческую форму. Он начинает воспринимать людей как роботов, находящихся под полным влиянием низших сил. Сознание духовного искателя становится способным воспринимать на двух уровнях. Он одновременно видит внешнее проявление всевозможных сил, которые играют человеком, остающимся совершенно несознательным, как будто он находится в гипнотическом трансе, и цели, ради которых эти силы используют человека. И еще он осознает противоборство этих сил за право оказывать влияние на человека, вернее, пользоваться человеком. И в этом отношении все силы "хороши" – и те, которые мы относим к силам зла и те, которые являются силами высоких и светлых миров. И тогда мы начинаем понимать, что цепи из цветов могут быть прочнее стальных цепей. И те утешения, удовольствия и надежды на еще большее удовольствие, и те маленькие, но доступные почти каждому страждущему человеку радости, являются не менее прочными цепями, привязывающими человека к проявленному миру. Ни боги, живущие на высоких планах бытия, ни асуры, обитающие в более низких мирах и никакие витальные сущности, даже могущественные ракшасы, никогда не хотели свободы для человека. Человек для всех этих иерархов был ими же самими ослепленным существом, для того чтобы они могли использовать его для утверждения своей власти на Земле. Используя человека, они создали на земле цивилизацию, в которой в настоящее время все в большей мере берут власть витальные могущества, что приводит к ее падению и закату. Даже осознавая все это, человек не может сделать свой выбор, так как слишком тесно привязан ко всевозможным значимостям, удовольствиям и не удовольствиям этого мира. Материальная привязанность стала для него генетически необходимой, без которой он не видит смысла в своей жизни.