Символ креста очень древний. Ему уже много тысяч лет. Этот символ имеет не одно значение. Его можно понимать как распятое в материи внутреннее истинное существо, о нем можно думать, что это судьба, которую мы должны принимать со смирением, он может обозначать в своей вертикальной части – духовное восхождение, а горизонтальная часть это наш материальный мир, который может и должен быть превзойден, крест может быть еще и символом страданий. Это последнее значение появилось со времени распятия Иисуса Христа. Но символ креста имеет свою вершину, т.е. свой предел, которого в действительности нет. По пути восхождения может быть бесконечное количество горизонтальных частей этого креста, которые как ступени поднимаются в бесконечное восхождение, так как эволюция сознания человека – бесконечна. И этот крест, который бесконечен, внутри нас. Для человека нет необходимости идти куда-то, для того, чтобы его восхождение было более эффективно, потому что это восхождение он совершает внутри себя самого. Таким восхождением человек вечно приближается к своему совершенству, которое, практически, вечно недостижимо. И это прекрасно! Это обещание вечного восхождения, это вечное углубление в Божественную истину и могущество. И не надо падать духом, что в начале пути человек постоянно оступается, надо помнить, что падения – это ситуации, которые дают нам опыт, и что не имеет значения, как часто мы оступаемся, имеет значение насколько мы упорно снова поднимаемся и, отряхнувшись, снова идем вперед. Не надо страдать над своими несовершенствами, перед кем-то исповедоваться в своих грехах. Важно осознавание своих несовершенств, чтобы в дальнейшем не делать подобных ошибок. Жить изнутри – вот главная задача, которую должен постоянно решать духовный искатель, и только тогда он может быть не захвачен внешним миром, только тогда у него появиться возможность подниматься все выше и выше, преодолевая свои привязанности и несовершенства. Жить изнутри – это и есть неделание, отстраненность. Но мы захвачены и привязаны не только к вещам и идеям, мы захвачены программами природы, через которые она управляет нами, мы захвачены желанием прогресса и освобождения от несовершенств, мы можем быть захвачены нашей чистотой и безгрешностью. Все, что придает нам хоть в какой-то степени значимость, порождает удовлетворение, а это реакция эго, которое держит нас в плену. Нужно стать другим, а не стремиться быть другим.
Что в нас осознает различные внутренние состояния? В начале духовной работы может осознавать в нас только какая-то часть нашего сознания, которую мы называем «свидетелем». Иногда эта часть не имеет силы, чтобы препятствовать захваченности, и человек действует, идя на поводу своей захваченности, но в дальнейшем, если духовный искатель остается настойчивым в своей работе и достаточно бдительным, его сознание может полностью освободится от всевозможных захваченностей, и с этого времени появляется возможность контроля за витальными и ментальными реакциями. Практически человек не имеет свободного времени от захваченности, он только переходит от одной из них к другой. Один и тот же опыт в различных вариантах может повторяться много раз до тех пор, пока мы не осознаем те несовершенства, которые притягивают этот опыт. Если мы настолько несознательны, что продолжаем, не смотря ни на что, видеть причину в своих переживаниях во внешнем мире, то начинаем ходить по кругу. В этом случае ваш рост или подъем по вертикальной части креста прекращается, и вы остаетесь на его горизонтальной перекладине. Обычные люди, считают ли они себя религиозными или нет – живут в горизонтальной части креста, но мало кто живет духовной жизнью.
Каждый человек несет крест свой. Это не только дхарма, или судьба, у этого выражения существует другое, более высокое значение. Через каждого человека проходит не только горизонталь нашего материального мира, но и вертикаль возможного духовного восхождения. Именно в этом был смысл видения Иакова, когда он увидел лестницу и поднимающихся по ней ангелов. Это еще и обещание человеку его великого предназначения, данное Богом. И этот крест несет каждый из нас. И от нас зависит, какой путь мы изберем. Мы уже стоим на перепутье, но материальный мир цепко держит нас, не давая нам возможности оторваться от его соблазнов. В подобной ситуации последнее слово всегда остается за человеком, и от нас зависит, что мы изберем – или жизнь цивилизованного и разумного животного, или же путь, ведущий к великому человеческому предназначению. Конечно, невозможно вот так сразу встать на духовный путь. Пусть вначале это будет некий интерес, затем периодически какая-то работа, которую человек выполняет в этом направлении. И это может продолжаться достаточно долго. Но, в конце концов, придет время, когда божественная работа станет смыслом жизни человека и тогда материальные соблазны перестанут быть такими привлекательными, как это было прежде, когда человек стоял на перепутье. Почти всегда остановки на духовном пути воспринимаются человеком, как падения или же непригодность себя для духовной работы. Но важно не это, падения имеют значение только в том, что помогают нам осознать свои несовершенства, но в это время происходит накопление внутренней силы, для того, чтобы мог быть сделан следующий шаг. В чем же смысл этого мира для человека? Отношения человека с окружающим его миром может пониматься в двух аспектах: поскольку этот мир необходим для того, чтобы осуществить отбор на "званных и избранных", то в нём происходит разделение на тех, что предпочтут остаться во власти этого мира и других – тех, кто пройдя все испытания соблазнами, выйдут очищенными из этого мира, чтобы выполнить свое Божественное предназначение, суть которго – трансформация материальной, несовершенной природы в Божественную совершенную природу. И этот крест возможностей человека есть только отражение креста вселенского, потому что позади всех низших миров и сил незримо присутствует высочайшая Божественная сила, которая, используя все возможности низших несовершенных миров, делает свою эволюционную работу, чтобы поднять их до уровня высочайшей Божественной истины. Мать Мирра – Соратница Шри Ауробиндо, однажды сказала, что когда силы низшей сферы миров выполнят своё предназначение – они будут трансформированы. Здесь же можно вспомнить слова Шри Ауробиндо, который говорил, что до нашей современной человеческой цивилизации «на Земле было много цивилизаций», и каждая из них исчезла, оставив после себя, в лучшем случае, археологические следы. Можно сказать, что каждая цивилизация закончилась апокалипсисом. Но для современной человеческой цивилизации, сказал Шри Ауробиндо, апокалипсиса не будет. И это – надежда на то, что современное человечество сделает очередной эволюционный шаг к Гностическому человечеству.