Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЛЛЮЗИИ И СИМВОЛЫ часть 3

Петр Зорин

 

Дело в том, что под властью эго в каждом человеке, привязан ли он к значимостям проявленного мира или же идёт духовным путём, находятся многие субличности, каждая из которых является представителем какого-то плана сознания низшей сферы миров. Человек воспринимает эти планы сознания как определённые эмоциональные состояния, возникающие при взаимоотношениях людей друг с другом. «Дирижёром» этих субличностей является человеческое эго. И тогда понятно, почему эго стремится к значимости и власти. Дело в том, что все планы сознания низшей сферы миров в своей основе имеют власть. Именно она способствует замкнутости каждого плана сознания, и даже в какой-то степени, их одномерность. Действительно, управлять одномерными формами жизни более эффективно, так как для этого требуется меньше всевозможных средств. Ну и, кроме того, каждый план сознания низшей сферы миров имеет своё конкретное предназначение, для выполнения которого им совсем не обязательно быть такими же многомерными, как человеческие существа. Человек – подобие Бога и отражает в себе всё мироздание с его множеством вселенных и его истинное предназначение так же потенциально соответствует предназначению Бога. Поэтому, человек – эволюционирующее существо, а формы жизни планов сознания низшей сферы миров создают для человека те условия, которые необходимы для эволюции его сознания. Другими словами, они – только средства, необходимые для эволюции человека, в то же время не являются эволюционирующими существами.

Существует много путей, ведущих за пределы проявленного мира, и все эти пути начинаются в проявленном мире с его значимостями. Духовным путём может быть только тот, который соответствует намерениям Божественного – вечному стремлению к совершенству. Одного почитания и поклонения Божественному недостаточно. Мы, люди, потенциально содержим в себе всё Мироздание и Божественный вложил в нас все возможности, которые, опять-таки потенциально присутствуют в каждом человеке. Вся низшая сфера миров существует для того, чтобы завершить формирование человека – бессмертного Гностического существа. Шри Ауробиндо говорил, что современный человек – переходное существо. Нас, людей, можно сравнить с личинкой амбистомы – аксолотлем, который может в течение многих поколений размножаться, как взрослое земноводное и только при определённых условиях превращается в амбистому. Но мы знаем, что у Бога нет ничего случайного, лишнего или избыточного, всё у Него имеет свое предназначение, и если в человека вложены определённые потенциальные возможности, то это свидетельствует о том, что Бог определил направление эволюции сознания человека, и потенциальные возможности – это карта пути, которым человек должен пройти. Но пути человеческого предназначения имеют определённые особенности – направление каждого следующего шага человек «видит» только тогда, когда завершён шаг предыдущий. Эта особенность путей предназначения человека связана с тем, что человек может сделать следующий шаг на пути своего предназначения, когда он готов к нему, а состояние готовности к каждому следующему шагу формируется в период предыдущего шага. Человек должен понимать, что все его проблемы возникают только потому, что в нём не было состояния готовности при встрече с определёнными привлекательными для него обстоятельствами, которые, в связи с этим, стали для него в последствии проблемными.

Для эго очень важно, чтобы человек был ограничен в осознании скрытых в нём способностей, и чтобы он даже не пытался открыть в себе потенциальные возможности, заложенные в него Богом. Одно из качеств, необходимых в духовной работе – восприимчивость, которая должна быть достаточно высокой, чтобы духовный искатель мог своевременно воспринять и осознать влияния более высоких планов сознания, предшествующие его следующему шагу на внутреннем пути. Человек при этом должен успеть осознать, в каком состоянии он находился при нисхождении на него влияний более высоких планов сознания, и постараться удержать это состояние. Он должен запомнить его, чтобы воспроизвести в следующий раз и удержать его, этим самым способствуя нисхождения в его существо более высокого потока сознания. И чем выше восприимчивость, тем легче духовный искатель будет открываться нисходящим потокам сознания, и тем легче будет осознавать влияния сил низшей природы, стремящихся отвлечь его от осознавания различных внутренних состояний.

Между человеком и окружающей его реальностью существует определенный слой символов, источником которых является человек. И к тому же, человек обозначил символами идеи реального и нереального, добра и зла, справедливости и несправедливости, высшего и низшего, конечного и бесконечного, свободы и несвободы, и среди символов особое место занимают идеи Бога и дьявола, жизни и смерти, ада и рая. Все символы субъективны и то, что для одного добро, для другого – зло, что для одного справедливо, может быть для другого совершенно не справедливым. Одни и те же символы идей имеют различное значение в духовной и материальной жизни. Например, значимость материальных ценностей для духовного искателя является средством для работы над привязанностями к ним. В то же время, для человека, погруженного в материальную жизнь, значимость этих ценностей определяет успешность его самореализации в материальном мире. Трудности, которые встречаются у человека в его внешней жизни, людьми, стремящимися к истине, оцениваются как средства, помогающие осознать свои несовершенства, а для человека, поглощенного материальной жизнью, как невзгоды, неудачи, Божественное наказание. Поэтому, первые будут благодарны за всевозможные трудности, так как они позволят изменить человеку самого себя, а вторые – недовольные этими же самыми трудностями, предпочтут менять внешние обстоятельства.

Очень часто идеи могут быть намеренно или ненамеренно использованы не адекватно их смыслу. Так, идея свободы была провозглашена как коммунистами в двадцатых годах двадцатого столетия, так и теми, кто разрушал социализм после Беловежских соглашений. При любом строе – государство является органом насилия и когда происходят революции или же перевороты, то в этом случае одно насилие сменяется другим, хотя идея свободы остается прежней. В советское время существовала еще одна идея, которая утверждала, что повышение материального благосостояния автоматически ведет к повышению уровня сознания. Но сегодняшние "новые русские" и олигархи свидетельствуют об обратном – повышение благосостояния может стать основной целью их человеческой жизни и полностью поглотить их сознание. В религии существует ложная идея отпущения грехов. В средние века для этой цели продавались индульгенции, в настоящее время это происходит на исповеди. Ложные идеи всегда рядятся в одежды истины, ожидаемого и желанного, и если мы внимательно присмотримся к окружающей нас действительности, то увидим, что в основе реальности сегодняшнего мира находятся ложные идеи. Такого рода идеи всегда ведут к деградации и хаосу, к страданиям людей и снижению уровня их сознания. Почему при этом снижается сознание? Потому, что основными стремлениями при этом являются стремления людей выжить.

Наиболее неприятные указания Бога на наши несовершенства, должны быть для нас наиболее ценными. И не важно через кого Он эти указания делает – через близкого человека или через недруга. У каждого человека есть наиболее болезненное место, прикосновение к которому, неизменно вызывает яркую внутреннюю реакцию, которая показывает, что именно это несовершенство стремится защититься и не быть обнаруженным, когда эго в нас не желает расстаться с ним. Мы защищаемся или нападаем на наших обидчиков, а в действительности это Бог хотел помочь нам осознать наши несовершенства. Мы же пытаемся различными способами избегать разговоров на больную для нас тему, и оставляем нашу несовершенную часть, наше препятствие на духовном пути, неизменным. Большинство людей защищают или оправдывают свои несовершенства или слабости не только перед другими людьми, но и перед самими собой, и когда замечают это, то страдают. Но тут же находят оправдание во внешних обстоятельствах и этому, что это в значительной мере успокаивает их. Нас можно сравнить с человеком, который пытается оставить берег своих несовершенств и переплыть реку, чтобы достичь другого берега, на котором находится истина. Мы даже уже вошли в воду и уже делаем первые взмахи рукой, чтобы плыть, но почему-то боимся отпустить другую руку, судорожно цепляясь за привычный для нас берег. Нам кажется, что теоретическая подготовка, которую мы получили, прежде чем войти в воду, была достаточной, и мы уже знаем, что надо делать, чтобы доплыть до противоположного берега. Но то ли привычка быть неизменным, то ли страх путешествия через реку, мешают нам отпустить руку от берега, который прежде был для нас опорой. И пусть эта опора была иллюзорна, но человек уж так устроен, что предпочитает синицу в руках журавлю в небе – мы боимся быть другими, не такими как все.

Работа с эго, от которого необходимо избавиться на духовном пути, может казаться бесконечной, так как каждый план сознания вплоть до планов верховного разума содержит в себе своё всё более утончённое эго. И у человека может невольно возникнуть вопрос: почему Бог позволил силам низшей природы разделить человека на две части – внешнюю, находящуюся под управлением эго и внутреннюю – истинную, для того, чтобы потом человек избавился от него? Но не будет ли это противостоянием Богу. Конечно, религиозный человек скажет, что сатана противостоит Богу и поэтому эго в человеке – это результат его противостояния. Но тогда Бог не всемогущ и даже не вездесущ, так как он не может избавиться от сатаны и к тому же, не знает о его замыслах. Но мы здесь уже говорили о том, что человек потенциально подобен Богу. И тогда стоит обратить внимание на низшую сферу планов сознания, которая «для чего-то Богу нужна». Практически, эта низшая сфера планов сознания представлена и в человеке, в котором она находится под управлением эго.  Всё это свидетельствует о том, что эго в человеке является необходимостью его внутренней работе на его духовном пути, на котором человек не только поднимается по «ступеням» планов сознания, но и тренирует свою волю, внимание, и другие психологические качества, освобождается от влияния сил низшей сферы миров, и достигает всё большего созвучия с Божественным намерением,  на пути к окончательному формированию Гностического существа. Человек является частью Божественного в его стремлениях и усилиях на путях к его бесконечному совершенству. Поэтому человек, будучи активной частью Божественного, осознаёт эти усилия, как свои собственные, а своё намерение на духовном пути, осознаёт как часть намерения божественного в его бесконечной работе на путях к всё возрастающему совершенству. Шри Ауробиндо говорил, что эта йога (Интегральная Йога) не для человека, а для Бога. Можно сказать точнее – эту йогу делает не человек, а Бог, в то же время человек является частью Бога и одним из средств, которые Бог использует в своей работе. Тогда все усилия, которые совершает человек на пути к совершенству – это усилия Бога, а то, что человек принимает эти усилия за свои, является иллюзией человека. удобной иллюстрацией к духовной работе человека может быть символ креста. В окончании статьи мы рассмотрим эту метафору подробнее.

Опубликовано