Практически в основе восприятия у человека, да и у всех других живых существ лежит принцип различения. Так, все объекты внешнего мира отражают или излучают свои собственные частоты колебаний света, которые мы воспринимаем как цвет. В действительности цвет, воспринимаемый людьми, необходим только для различения окраски объектов, в зависимости от их предназначения. То же самое мы можем сказать о восприятии звука – это только колебания среды с определенной частотой. Восприятие запаха, вкуса, температуры, так же являются трансформацией различного рода вибраций, соприкасающихся с нашими органами чувств. Мир, в котором мы живем, насыщен вибрациями различного рода, которые воспринимаются нами, как его качества. И только внутри нас происходит трансформация реальности в понятные и приемлемые для нашего сознания символы. Эмоциональная окраска вибраций миров низшей сферы так же связана с необходимостью различения уровней этих вибраций. В действительности мы не можем утверждать, что вибрация определенной частоты является, например, вибрацией гнева или радости. Это только вибрации, а эмоциональная окраска, это наш способ их восприятия. Но другие живые существа воспринимают реальность иначе. Например, полынь воспринимается человеком горькой, а для травоядных животных она вполне приемлема для употребления в пищу, и они с удовольствием ее поедают. Низкая температура северных морей воспринимается человеком как опасная среда для жизни, в то же время в ней преспокойно обитают, не чувствуя ни холода ни опасности, различные виды морских растений и животных и т.д.
Разнообразие способов восприятия мира, определяет не человек или какое-то другое существо и не сущности любых миров низшей сферы планов сознания. Восприятие мира и даже отношение к нему во многом определяется законами низшей природы. Каждое сознательное или несознательное существо имеет свой диапазон частот в восприятии мира и поэтому каждый из них воспринимает только то, что входит в пределы возможностей его восприятия. И никто из людей не может сказать, какими нас видят животные, и какими нас воспринимают различного рода сущности.
Символы – посредники между двумя реальностями. Мир и человек общаются при помощи символов. Взаимоотношения между людьми так же происходят на уровне символов. Человек осознает Бога через его проявления. Символы всегда вторичны и необходимы только тогда, когда невозможно полное отождествление. Символы всегда отражают какую-то часть реальности, и люди иногда не понимают друг друга, потому что воспринимают различные грани одной и той же реальности. Поэтому чем шире человеческое сознание, тем больше у него возможностей воспринимать реальность и тем больше у него возможностей к отождествлению с реальностью. И это очень важно, так как непонимание людей друг друга происходит из-за несовпадения опыта, эмоциональных состояний и широты сознания, которыми они пользуются.
Что такое широкое сознание? В действительности это пластичное сознание, способное настраиваться на диапазоны частот, на которых общаются, при восприятии мира другие люди, и даже различные формы жизни. Под миром здесь понимается вся совокупность внешних объектов и процессов при их взаимодействии друг с другом.
Понятие символ и оригинал совершенно относительны. Так, внутренняя модель мира – это его символ, а мир оригинал, который этот символ в себе отражает. Слова – это символы, которые отражают смысл внутренних фантомов или моделей мира. Сам по себе материальный мир – это проявленная грань Бога или его символ, а конечной реальностью является сам Бог. Символы еще можно назвать иллюзией, так как они отражают только другие символы, да и то частично. И тогда реальным является только один Бог.
Слова молитвы или мантры достаточно длительно и сосредоточено повторяемые, тоже являются символами, но они создают особое состояние сознания, при котором его восприимчивость к высоким вибрациям, несущим в себе покой, повышается и этим самым оно приближается к внутреннему Истинному существу и Психическому существу, которые имеют непосредственную связь с высочайшей божественной мудростью.
Но не только слова могут быть символами, меняющими состояние нашего сознания. Такое же действие на него может оказывать и музыка или песня, причем в песне имеет особое значение мелодия. И, конечно, если слова песни соответствуют мелодии, или наоборот мелодия соответствует словам, то действие такой песни на состояние сознания значительно усиливается. Мелодия это тоже символ, который может не только отражать состояние нашей души, но и приводить нас в определенное состояние.
Но и это не все. Символом, который отражает в себе наше состояние, может быть и движение. Ритмичные спокойные пляски или движения, особенно если в этом участвуют несколько человек, а может быть и более, чем несколько, синхронные движения, совершаемые под музыку или собственное пение, могут привести человека в состояние экстаза. Но и экстатическое высокое состояние человека, когда его сознание сужено и он воспринимает реальность как сквозь сон, тоже может породить соответственно этому состоянию движения и мелодию. И это сочетание движения и мелодии всегда широко использовалось людьми. Мы знаем, что в древности широко использовались ритуальные пляски охотников перед охотой. Совершая определенные движения, люди настраивали себя на предстоящую охоту, что делало ее значительно более успешной. Существовали пляски перед сражением, которые поднимали боевой дух воинов. И в настоящее время совершаются различного рода религиозные обрядовые церемонии, целью которых в реальности является получение особого возвышенного состояния души человека.
Для человека, ставшего на духовный путь, очень важно понимать, что стоит позади событий-символов и в этом стремлении он не должен полагаться на свой ум, потому что ум не является инструментом познания, он способен только обрабатывать информацию.
Однажды мы уже говорили о том, что вопросы у нас возникают, когда приближаются знания. И когда знания только смутно угадываются, на вершине волны знания возникает вопрос. И если мы внимательно всматриваемся в этот вопрос, как в прошедшее сновидение, которое мы пытаемся вспомнить, то перед нами открываются знания. Мы должны помнить, что когда у человека существует стремление к какой либо области знания, то это стремление приближает его к этим знаниям. Симптомами этого приближения будут появляющиеся конкретные вопросы, касающиеся той области знаний, которая его интересует. Если соблюдать молчаливое устремление в направлении появившегося у человека вопроса, то начнутся открытия знаний, которые озарениями будут ему раскрываться. Человек не должен спешить оформлять их в слова, пусть его внимание будет спокойным, неподвижным и устремлённым, и тогда он может увидеть многочисленные связи знаний, среди которых будет и ответ на ваш вопрос. И только после этого человек может вербализовать эти знания, так как это сделает их более четкими и, кроме того, вербализованные знания делают человеческий ум более совершенным.
А теперь перейдём к работе над некоторыми несовершенствами. При этом необходимо помнить, что основным, над чем человек должен работать – это эго, которое использует несовершенства человека в своих целях, основная задача эго – отделить человека от единства со всем сущим в Мироздании, подчинить его своей воле, привязать его к значимостям проявленного мира и всеми способами не позволять ему в своих стремлениях выходить за пределы интересов, связанных с этими значимостями.
Проявленный мир, словно мозаичная картина состоит из множества разнообразных значимостей. И на что бы человек не обратил своего внимания, он будет упираться в какую-то очередную значимость. Человека в проявленном мире можно сравнить с заключённым в камере, в которой зарешёченные окна находятся под самым потолком, а двери никогда не открываются. Владельцем этой камеры является низшая природа, а её надзирателем человеческое эго. Всевозможные эмоциональные состояния, влечения, побуждения и процессы взаимоотношений с окружающей человека реальностью инициирует и контролирует эго, поэтому, отделение человека от единства с проявленной и непроявленной реальностью мира для эго является необходимостью, не следуя которой оно не получит власть над человеком. здесь можно вспомнить отца Александра Македонского – Филиппа, который провожая своего сына в завоевательный поход, напутствовал его словами: «разделяй и властвуй».
Отделив человека от его единства со всем Мирозданием и всем сущим на Земле, эго сделало человека своим инструментом в его взаимоотношениях с реальностью мира. В результате, человек в своём неведении стал считать эго своим «я», и, отсюда, его «я хочу или я не хочу», «это – добро, а это – зло», «этот плохой, а этот хороший» и, самое главное – это значимость самого себя, гордыня, стремление к власти, отсутствие совести и сострадания. Человеческая социальная пирамида основана на возможностях человеческого эго. Эго, отделив человека со всем сущим на Земле, создало условия, в которых «я» противостоит и взаимодействует со всем, что «не я». И для эффективности взаимоотношений с «не я», оно весь проявленный мир разделило на значимости. Особенностью этих значимостей является то, что ценность их не одинакова и второй особенностью является возможность суммировать эти значимости, даже если они иллюзорны, что создаёт для эго возможности беспредельно повышать свою значимость. Действительно, даже самый никчемный и даже примитивный и мало значимый человек, занимающий высокое положение в социальной пирамиде, имеющий большую власть и материальные богатства будет находиться в ореоле великой значимости, потому что все его значимости суммируются вокруг него, создавая у подавляющего большинства людей иллюзию его величия. Эго привязывает человека к всевозможным значимостям проявленного мира, создавая у него иллюзию, что эта проявленность с её значимостями, от микро, до мега мира, является единственной реальностью мироздания, а всевозможные значимости, из которых этот мир состоит, являются единственными ценностями владение которыми должно быть смыслом жизни человека и его предназначением. Эго стремится к тому, чтобы мировоззрение человека не содержало в себе ни другие смыслы жизни, ни другие её предназначения. В Новом завете описан эпизод, когда сатана, властью искушая Иисуса Христа, говорит ему: «Мне дана власть над этим миром…» и, «кому хочу, тому даю её». Именно ради власти эго овладело человеком и все его проявления, только утверждают эту власть. Человек, оказавшийся в плену иллюзий эго, потерял знания о своём истинном предназначении и, вследствие этого, потерял истинную цель и смысл своей жизни. Но человек должен знать, что значимости проявленного мира имеют своё основное духовное предназначение. Человек, идущий духовным путём, не привязывается к значимостям проявленного мира, но осознаёт их влияние на состояния людей и их взаимоотношения, искажённые этими влияниями. И эти взаимоотношения касаются не только тех людей, которые целью своей жизни считают приобретение и использование значимостей этого мира, но и духовного искателя.