Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЛЛЮЗИИ И СИМВОЛЫ часть 1

Петр Зорин

 

Опыты, проводимые физиками с электронами, показали их двойственную природу, так как они одновременно являются и частицами и волнами. Но в каждый момент времени они проявляют себя или как частица или волна. В экспериментах было обнаружено, что электроны проявляют себя как частицы в тех случаях, когда человек наблюдает за процессом исследования, и они проявляют себя как волны, когда наблюдатель отсутствует. Но проявиться может только то, что уже есть, но находится в скрытом состоянии – в состоянии волны.

Все в проявленной вселенной есть только символы Бесконечного Бога и его сил, и каждый  символ соответствует какому-либо одному Его проявлению. Все что мы видим вокруг себя и все, чем являемся мы сами – это  тоже только символы Божественного, а наше человеческое восприятие этих символов иллюзорно. И так же как люди не понимают Божественных символов, они не понимают реальности, которая проявляется через них. Понимание человеком символов реальности мира – иллюзорно, поэтому человечество находится в плену иллюзий значимостей проявленного мира. Но ничего не бывает случайным, и если бы истинный смысл значимостей этого мира был бы понятен всем людям, то невозможно стало бы разделение людей на «званных и избранных» – на тех, которые не готовы к духовной работе и должны, в связи с этим, создавать на земле условия, в которых немногие, имеющие духовное предназначение, могли бы следовать своей духовной судьбе. Человеческое мышление линейно, поэтому оно видит только поверхность Божественных проявлений и не видит причин, связывающих эти проявления в едином потоке Божественного намерения.

Когда мы говорим, что Бог создал человека по образу и подобию своему, то мы имеем в виду, что человек состоит из проявленной части, которую мы по неведению и называем человеком, и не проявленной, которая совершенна и незапятнанна ложью, и которая определяет истинное предназначение человека – Психическое существо. Таким образом, мы видим, что человек является отражением Бога в одном из его бесчисленных проявлений, или его символом, но многие думают, что человек подобен Богу физически и изображают Его в человеческой форме. Все внешние проявления значимостей мироздания есть только отражение внутреннего восходящего совершенства Божественного. В нашем земном мире всевозможная активность людей и, вероятно, всего живого, так же  являются отражением реальности Божественного. Для примера мы можем взять человека,  так как он может быть наиболее наглядным объектом для раскрытия вопроса «подобия» в материальной жизни на Земле. Человек общается с живыми существами на языке намерения. Действительно, позади любого человеческого действия или слова, находится намерение, без которого любая активность человека невозможна. Все, с чем встречается человек, порождает в его уме соответствующие модели или образы. Могут быть модели объектов, качеств этих объектов, модели их взаимодействия между собой, а так же модели времени и пространства, в которых находятся эти объекты. В человеческих внешних действиях, какого бы они ни были уровня, отражаются внутренние взаимодействия этих моделей. Прежде чем человек скажет слово, должна возникнуть внутренняя модель этого слова, если внутренняя модель будет с дефектом, то во вне это может проявиться как заикание, или какие-то другие дефекты речи. Произнесённое слово, в этом случае является вторичным проявлением исходной внутренней модели речи. Таким образом, слово является символом внутреннего образа, который в свою очередь является символом внешнего объекта, а внешний объект является отражением запредельной реальности или же ее проявлением. Конечной реальностью является Божественный, с его бесконечными проявлениями. Каждое движение, которое совершает человек, является отражением внутреннего образа этого движения. Если не возникнет внутренний образ, то движение будет невозможным. Практически все взаимодействия с внешним миром возможны только потому, что такое взаимодействие первично на уровне образов и вначале происходит внутри нашего ума.

Символы оказывают очень большое влияние и на внутренние физиологические процессы человека, стимулируя их или же приводя их в расстройство, что нередко заканчивается болезнью. Произнесенные и написанные слова и числа, изображения на экранах телевизоров и мониторов – это вовсе не реальности, а только их символы, которые в свою очередь порождают в наших умах тени этих символов. Можно сказать, что человек живет в  мире, в котором по мере развития цивилизации становится все больше виртуальной (возможной) реальности, и при этом – все менее естественной.

Но не следует думать, что иллюзии не являются реальностью. Они так же реальность, но только искажённая, и только поэтому возможна духовная работа для искателя истины. Бог бесконечно совершенен в своих потенциальных возможностях, поэтому он всемогущ и всеведущ, бесконечен и вечен. Но в своих проявлениях Он разделился на бесконечное множество частей, каждая из который конечна, и является символом Бесконечного, и корни всего, что имеет пределы, лежат в вечности – вокруг каждого из нас – вечность. Мы, затерянные в вечности, из которой пришли и в которую должны вернуться, пройдя, здесь на земле, школу эволюции сознания, чтобы вступить в бессмертие вечности для выполнения Божественной работы. В своей беспредельности и вечности Бог, раскрывая себя в проявленных мирах, в каждом шаге своего вечного восхождения, будет посылать в миры несовершенства обновленного и все более могущественного человека, своего соратника и исполнителя Своей воли. Здесь я имею в виду Шри Ауробиндо и других великих учителей человечества.

Внешнюю исполнительную часть человеческого существа использует эго и поэтому все символы, отражающие проявленный мир, окрашены значимостью, которую оно определяет. Мало того, все символы, заполняющие нашу память, имеют эмоциональную окраску, которая в действительности имеет отношение только к человеческому эго, и может не иметь ни какого значения для действительной реальности.

А теперь представим человека, который в своей духовной работе решил полностью избавиться от своего эго и соответствующих ему реакций. Значимость всех объектов, всех явлений и всевозможных идей тут же начнет меняться и человек почувствует себя несколько неуверенным там, где прежде чувствовал себя как рыба в воде. Многое из того, что имело для него определенные ценности, потеряет их и изменится не только суждение о многом, привычном для него, но даже направленность действий может стать иной, так как изменились ценности материального мира.

Человек, при общении с миром, встречается с ним внутри себя. Все, что окружает человека, все, что он знает из книг или от других людей, все, что было с ним в прошлом, существует в нем в виде моделей или фантомов. Причем в человеке есть не только модели каких-то объектов, но и модели пространства и времени. И все это существует в человеке в свернутом или архивном состоянии, благодаря чему вся информация о внешнем мире и о самом себе занимает в человеческой памяти ничтожно малое место. И поэтому человеческая память имеет практически беспредельные возможности. То, с чем человек находится в непосредственном контакте, в нем отражено в виде развернутых моделей. Какую они имеют действительную форму, это никто знать не может, известно только одно – что человеческое сознание их воспринимает как зеркальное отражение реального мира. И что интересно, внутренние модели, возникающие в человеческом уме, – это не только отраженные символы реальности мира с его значимостями, но и те, которые созданы на основаниях человеческой речи, например, обещания человека, воспринимаются людьми, как действительная реализация обещанного. Правда, по прошествии какого-то времени обещанное может быть не выполнено, но это не важно, так как острота ситуации, которая заставила сделать невыполнимое обещание, к этому времени может пройти. Этой психологической особенностью людей часто пользуются некоторые авторы, обещая или намекая в ближайшем будущем для работающих и не работающих пенсионеров, какие-то блага, которыми они будут очень довольны. И напряжённость эмоционального состояния, в связи с трудностями выживания, в значительной степени снижается, а потом, спустя некоторое время, подобная информация повторяется вновь. И это действительно снижает остроту материальной проблемы, и поддерживает надежды людей на лучшее будущее.

Но каждый человек эти обещания понимает по-своему, что зависит не только от жизненного опыта, но и от преобладания той или другой системы восприятия, которая у одних людей, в зависимости от модели внутреннего мира, носят преимущественно чувственный характер, у других они существуют в виде зрительных форм, а у третьих, преимущественно слуховые. И, в связи с этим, не существует двух людей, которые бы имели внутри себя одинаковое отражение реальности. Поэтому, общаясь между собой, люди извлекают из получаемой информации, только ту часть, которая соответствует их системам восприятия и их опыту. И те обещания, которые слышат или читают люди, они воспринимают не одинаково эмоционально, и в неодинаковой степени доверяют им.

Человек, идущий духовным путём, осознаёт атмосферу низших планов сознания только тогда, когда он внимательно исследует различные внутренние состояния, пытающиеся овладеть им. Эти эмоциональные состояния, возникающие в человеке при влиянии этих миров, воспринимаются им, как текучие, имеющие свою форму, свою цель, которая направлена на овладение сознанием человека, и стремящиеся сделать его исполнителем своей воли. Они могут быть похожи на каплю чернил, попавшую в стакан воды, и быстро растворяющуюся в ней, окрашивая всю ее в свой цвет. При этом человек может не заметить, как эти силы заполняют всё его существо определённым эмоциональным состоянием и делают его исполнителем своей воли, и они могут в виде змеи, имеющей упругое тело определённого цвета, чаще всего грязно-зеленого, подниматься вверх, чтобы захватить сознание человека и управлять им.

Человеческое эго, не имея своей собственной энергии, в зависимости от возникающей ситуации, открывает те или иные каналы, связывающие человека с мирами низшей сферы. И по этим каналам, вибрации соответствующих миров, проникают в витальную или ментальную часть человека, и тогда люди принимают их за свою ответную реакцию на внешнюю ситуацию – они не довольны, они хотят изменить обстоятельства. В действительности, различные эмоциональные внутренние состояния, которые переживаются людьми, являются атмосферой этих миров, из которых они пришли. Но если люди внимательно отнесутся к внутреннему состоянию, которое во многом определяет их отношения к внешнему миру, то обнаружат, что соответствующие состояния во многом не отвечают окружающей человека реальности, и поэтому, взаимоотношения человека с другими людьми в этот период могут быть неадекватными.

 

Опубликовано