Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СТРЕМЛЕНИИ К ВЛАСТИ

Петр Зорин

 

Все стадные существа содержат в себе инстинкт власти. Этот инстинкт очень важен для того, чтобы в стаде не было хаоса, но была бы определённая упорядоченность. Стадо, табун, прайд, стая, –  это не только собранные в одном месте определённые формы жизни, но это единый коллективный организм. Обратите внимание на перелётных птиц, которые могут лететь клином, стаей, но их полёт всегда определённым образом упорядочен, потому что ими во время полёта управляет коллективный разум. То же самое наблюдается и в стаях рыб, упорядочено себя ведут многие насекомые, например, муравьи, термиты, пчёлы. Человек не является исключением, он тоже стадное существо. Но так как он разумный (к сожалению не совсем и не всегда), то его принято называть не стадным существом, а социальным, хотя во многих случаях людьми управляют инстинкты, характерные для стадных животных. И чем ниже находятся различные формы жизни в спектре биосферы, тем в меньшей степени выражены их индивидуальности и в большей степени выражена их зависимость от коллективного разума – эгрегора. Люди, находящиеся на вершине биосферы Земли, не только осознают себя самодостаточными индивидуальностями, но они уверены, что над ними нет никакого коллективного разума, и в большинстве случаев их взаимоотношения друг с другом определяются их доброй волей. Только в немногих эпизодах это действительно так, но в большинстве случаев их решения подсказывается им коллективным человеческим разумом. Именно он формирует в человеке предпочтения, которые и определяют его возможный выбор отношений или действий. Когда же человек находится за пределами влияния привычного для него коллективного разума, то его положение не кажется ему устойчивым и тогда в человеке «поднимает голову» стадный (социальный) инстинкт: «быть таким, как все».

Инстинкт власти заложен в каждого человека и выражен он в людях не в одинаковой степени. У одних он может быть со знаком минус, у других он выражен положительно. И между этими крайностями может быть много переходных  вариантов – от стремления доминировать до стремления прислуживать, хотя многое зависит от внушаемости человека. Вполне возможен такой вариант, когда человек с наклонностями быть лидером, может встретиться с человеком, в котором степень стремления к власти может быть выражена значительно больше, чем у первого и тогда, человек с претензиями быть лидером, займёт подчинённое положение. Власть над человеком можно получить и при помощи слёз, или же постоянной заботой о нём, когда контроль над человеком осуществляется для его же блага. И конечным результатом такого «заботливого контроля» может привести к ослаблению воли опекаемого. Действительно, зачем напрягаться, когда за тебя напрягаются другие. Человеческий организм так устроен, что если какая-то часть его не нагружается работой, то она не развивается и даже атрофируется. Так и с человеческой волей – если ей не нужно напрягаться, чтобы что-то делать или противостоять чему-то, то она за ненадобностью становится пассивной, что делает человека инфантильным – он как большой ребёнок, нуждается, чтобы за ним ухаживали и за него решали его проблемы. Невольно вспоминается Обломов и его друг – Штольц. Один из них, воля которого не воспитана, нуждался в опеке, в то же время другой, я имею в виду Штольца, организованный, деятельный, практичный. В любой семье один из супругов обязательно доминирует над другим, хотя это и не кажется очевидным, и чем человек примитивнее, тем его стремление доминировать, проявляется в неприкрытой и даже грубоватой форме. Люди, стремящиеся к власти, не преминут сделать замечание тому, над кем они хотели бы иметь власть, если для этого у них появится повод. При этом, им не приходит в голову, в какой форме и при каких обстоятельствах это замечание делать тактичнее, или же не делать вовсе. Здесь я имею в виду в первую очередь семью, а не какие-то другие обстоятельства. И это касается не только супругов, но и отношений родителей с детьми. В некоторых случаях более правильным будет промолчать и сделать самому то, что не сделал один из супругов, а потом в подходящих условиях сказать что вам нравится все свои дела доделывать до их завершения. Просто показывать своими делами пример другому человеку бесполезно, так как он этого просто не заметит. Мы же все знаем, что каждый человек – это «эталон правильности», и если вы будете говорить ему в чём он не прав, то он может это принять за насилие над ним. А так как большинство людей сопротивляются насилию, то ваше мнение или замечание по какому-либо поводу будет не эффективным, разве что оставит неприятный осадок у другого человека.

Власть над людьми и даже над животными не имеет предела, поэтому слова Иисуса Христа, что если вас ударили по правой щеке, то подставьте и левую, может развратить другого человека, которому вы позволяете по каждому поводу делать вам замечание. Но подумайте, почему этому человеку хочется делать вам замечания? Может быть его к этому побуждает неудовлетворённое властолюбие, а возможно, эго страдает от недостатка значимости. Попросите его (её) исследовать самого себя и потом поделиться с вами своими наблюдениями. Наверняка он (она) будет сопротивляться этому, и найдёт как ответить вам. Но некоторое время спустя вы спросите его, исследовал ли он себя, когда в нём возникало побуждение сделать замечание, не появлялось ли у него (у неё) чувство превосходства или состояния собственной значимости. Всё это не может не привести к изменению ваших отношений, надеюсь, в лучшую сторону.

Опубликовано