Современное человечество живёт в мире всеобщей разобщенности, и нельзя не согласиться с тем, что в такой разобщённости всегда присутствует элемент отчуждения, недоверия друг к другу, и не только к человеку, но и к его делам. И ко всему этому приложил свою руку сатана-критик. Но этого вселенскому критику мало, он стремится к тому, чтобы не только разделить людей, но сделать определённую их часть виноватой, разделяя всё человечество на обвинителей и обвиняемых. И все стали в чём-то не правы, к кому-то несправедливы, в чём-то не правильны, даже в том, что ты не такой как все. И отсюда – ревность и её родная сестра – зависть и их производные. И всё это, на всех планах реальности представлено под флагом справедливости; даже насилия, например, ветхозаветная идея – «зуб за зуб», выглядят, как справедливое возмездие.
И всё это пронизано и пропитано идеями власти, которые реализуют себя в каждом человеке. Власть – это апофеоз эго, его значимости. Значимость человека-обывателя – это «величина» его эго, которое всегда стремится к исключительности, неповторимости, беспредельности, При этом не имеют значения действительные возможности человека, а иногда даже средства, используемые человеком для увеличения его значимости. И это начинает проявляться в человеке уже с детского возраста, когда дети, а затем и подростки меряются силой, ловкостью и другими физическими способностями. Это, конечно, хорошо, так как стимулирует стремление развиваться физически и, возможно, что в будущем это станет значительной частью жизни этого человека, но позади всего этого всегда будет стоять человеческое эго, и, возможно, во взрослом состоянии стремление к значимости примет уже другие формы, размеры и цели.
Эго – это эманации сатаны, которые в различной степени представлены в каждом человеке. Так как сатана это одна из сил Мироздания, власть которой распространяется на все планы сознания низшей сферы миров, а так как каждый план сознания на своей частоте вибраций занимает всё Мироздание, то эманации сатаны в человеке – его эго, так же стремятся к беспредельности, и человек, стремящийся к росту своей значимости и власти, никогда не будет удовлетворён ни своей значимостью, ни властью, потому что, в действительности, эта жажда власти принадлежит не ему, а сатане.
Особенностью эго является его стремление скрытно управлять человеком, слившись с ним в одно целое. Это не позволяет человеку осознать его, так как он любые реакции эго принимает как свои собственные. Не напрасно Шри Ауробиндо настаивал на необходимости преодоления эго.
Эго человека чрезвычайно изобретательно в своих стремлениях сохранить и приумножить свою значимость и власть. Во-первых, оно использует свою скрытность, чтобы сохранить свою власть над человеком. При этом, оно выдаёт себя за истинную личность человека и, этим самым, делает его послушным своей воле. Во-вторых, всем объектам проявленного внешнего мира оно определило их значимость, этим самым создало условия повышения собственной значимости, так как присвоенный или приобретенный объект добавляет к действительной значимости человека свою значимость, что приводит к тому, что совершенно никчемный человек приобретает, не соответствующее его психологическим особенностям, значение. И это касается не только материальных объектов, но и социального статуса человека. Чем выше социальный статус человека, тем больше его значимость, И всё это создало систему значимостей, используя которую, люди оказались встроенными в пирамиду власти. Таким образом, действительная значимость человека в большинстве случаев зависит не от его личностных качеств, которые могут быть мелкими и деструктивными, а от места, которое он занимает в пирамиде власти. При этом у людей, занимающих определённую властную позицию в этой пирамиде, постепенно проявляется чувство превосходства и даже презрения к тем людям, которые имеют меньшую значимость, чем люди «их круга». Но мы знаем, что проявиться может лишь то, что в потенциальном состоянии уже находилось в человеке. Эти низкие эмоциональные состояния могут проявляться и во многих других случаях, например, при чувстве расового или национального превосходства, или же половой принадлежности, а в некоторых случаях даже физических особенностей. Чем больше власти сосредоточено в руках человека, тем в большей степени выражено его удовлетворение своим социальным положением, что создаёт в нём повышенное чувство уверенности в самом себе, защищенности и полноты реализации своих возможностей. Человек, облечённый большой властью, чувствует своё могущество, часто не соответствующее его социальному статусу – и всё это радикально трансформирует личность человека далеко не в лучшую сторону. Человек, сосредоточивший большую власть в своих руках, не может оставаться гармоничной личностью, так как будучи социальным существом, которое должно быть созвучным жизни тех, над которыми он имеет власть, он поднимается над подвластными ему людьми, этим самым теряет психологическую связь с подвластным ему социумом, что можно сравнить с дирижёром, который потерял связь со своим оркестром. И такая разделённость ведёт не только к психологическому извращению властной личности, но и разделению подвластных ей людей на несозвучные друг другу категории. Если сравнивать имеющего власть с дирижёром оркестра, прежде исполнявшего какое-то конкретное музыкальное произведение, то отделение дирижёра от управляемого им оркестра, приведёт не только к неадекватности дирижёра, но и к какофонии в самом оркестре, так как он распадётся на группы, каждая из которых будет исполнять свою мелодию.
Но власть может быть и жертвенной, когда руководитель, пусть это будет директор завода или руководитель какой-то фирмы, и даже государства, стремится вести дело на благо не только людей, входящих в администрацию предприятия, но всех работающих в нём. В таком случае не будет отделения «дирижёра» от «оркестра», и предприятие при таком руководителе будет более эффективным. О власти можно говорить ещё очень долго, так как она в той или иной форме проявляется во всех человеческих отношениях, и люди, претендующие на ценность своей значимости, всегда будут хоть в чём-то, проявлять её (даже в заботах о другом человеке).
Но вернёмся к внутреннему опыту, который был получен мной со времени моей выписки из Покровской больницы и нескольких дней, в течение которых я лечился дома. Я уже говорил о том, что эти несколько дней, возможно даже двух недель, я напрочь забыл, и о моей активности в эти дни, когда я ещё вёл постельный образ жизни, рассказала моя жена… После получения знаний о планах сознания и силах, которые управляют людьми, я стал непрерывно повторять имя Божественной Матери – О-о-о-м-м-м Махешвари – и когда эта мантра стала для меня единственной реальностью в том мире, в котором я осознавал себя. Я увидел Её в профиль – она смотрела куда-то вдаль, и её прекрасное лицо было гневным к чему-то, в нашем человеческом мире. Она была в длинных одеждах, свободными от которых были только её голова с откинутыми назад густыми волосами, и руки. Её правая рука была простёрта вперёд, ко всему человечеству Земли и от её руки шли волны энергии, которые, как я тогда понял, должны были изменить направление развития современной цивилизации. Мать Махешвари предстала одновременно на многих уровнях, в каждом из которых Она была большего роста и более прозрачной, чем центральное тело, имеющее человеческие размеры. Это можно сравнить с матрёшкой со вставленными друг в друга копиями. Причём, каждое следующее тело было не только больше тела предыдущего, но и более прозрачным. И я знал, что последнее тело, уходящее в беспредельность, состоит из тончайшей субстанции, которая является основой Мироздания. Неожиданно я увидел её перед собой. На её лице была мягкая улыбка. Её правая рука и девичья правая грудь были обнажены. Она прижала меня к соску груди, как младенца. И я осознал, что мне ещё предстоит какое-то время жить и работать в моём теле на Земле. Мать Махешвари питает всё живое на Земле, и правая её грудь содержит в себе энергию жизни. И в то же время её космический образ продолжал оставаться там же, где он был прежде, и я понял, что Мать – Махешвари, может быть одновременно в бесчисленных формах жизни в Мироздании.
Затем, реальность, окружавшая меня, неожиданно изменилась, так как я был перенесён в сумеречный мир с высокими и очень крутыми горами, на склонах которых росли дубы. Я это определил по коре, характерной для дубов. Недалеко от того места, где я находился, у соседней горы, поднимался, частично вросший в гору, многоэтажный дом. Ни в одном из его многочисленных окон не было света. Из его единственного подъезда вышел человек, одетый в чёрные одежды, и по тропинке пошёл куда-то вниз. Я знал, что этот дом является символом современного человечества, а полумрак, царивший в этом мире, обозначал уровень его сознания.
И вдруг, я увидел себя, поднимающимся в гору. Под ногами была чёрная сырая, но не скользкая земля, и меня окружали вековые дубы. В том месте, где я в то время находился, деревья росли более редко, и вверху, ближе к вершине их совсем небыло. Под ногами была та же чёрная, сырая, голая земля, по которой, несмотря на то, что склон был очень крутым, я легко поднимался, переставляя ноги «ёлочкой», как это делают лыжники, поднимающиеся в гору. Голая вершина была уже совсем близко, и уже отсюда были видны нежно-голубые просветы между расходящимися тёмными тучами. А там, внизу, между крутыми горами в сумраке вековых дубов, жили люди в жилищах без света, ходили по тропинкам между крутых гор, но я не видел ни одной тропы, которая поднималась бы в гору. Возможно, они и не знали, что над ними может быть голубое небо, так как кроны вековых дубов закрывали его от них. Я думаю, что это к ним был обращён гневный взор Махешвари, и к ним она посылала волны энергии, которая должна была разбудить их от тысячелетнего сна. Здесь невольно вспоминаются слова Пир Вилайят Хана, что человек сотворён по образу и подобию Бога, под которым он понимает всё Мироздание. Мы – люди, воспринимаем ту часть реальности мира и имеем те стремления, которые соответствуют уровню нашего сознания. Мироздание, которое и является Богом, имеет множество вселенных, каждая из которых соответствует определённому уровню сознания, и человек, будучи подобным Богу, так же состоит из граней, созвучных всем вселенным Мироздания, или, другими словами, всем планам сознания Мироздания. И тот из планов, которому человек созвучен в большей степени, определяет и уровень сознания человека, и образ его жизни, и все его стремления, и его интересы, и его судьбу.
Существует множество путей знания, и каждый человек выбирает для себя какой-то один из них, в соответствии с уровнем своего сознания. Для примера можно привести книгу Нила Лейтона: «Тайна другой стороны ночи», в которой описан путь знания, которое человек получает через осознанные сновидения. Этот путь цели его и способы получения знаний радикально отличается от пути Интегральной йоги, хотя некоторые элементы этих путей имеют большое сходство.