Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Петр Зорин

 

Рэй Брэдбери в 1952 году опубликовал рассказ «И грянул гром», в котором турист, путешествующий во времени в далёком прошлом раздавил бабочку, и это привело к радикальным изменениям в настоящем человечества. 

Обратите внимание на два места этого рассказа: во-первых, для путешественников во времени есть определённая тропа, с которой они не должны ни на шаг отклоняться в сторону, во-вторых, кажущееся незначительным событие в настоящем может привести в будущем к радикальным изменениям. Действительно, прошлое, где оказался путешественник во времени, стало для него настоящим, в котором он «случайно» оступился, и этим самым запустил поток событий, которые привели к необратимым изменениям в мире людей.

Этот эпизод из рассказа Рэя Брэдбери интересен тем, что все события, даже очень значительные, источником которых может быть человек,  начинаются с малого – первого шага, незначительного побуждения, и если нет препятствий, то со временем эти побуждения возрастают до такой степени, что могут полностью захватить эмоциональную сферу человека и подчинить его себе. Любые эмоциональные состояния вызываются силами низшей природы, которые прилагают свою волю, чтобы сделать человека исполнителем своих намерений и лишить его возможности осознавать свои действия.

Каждому человеку даны те психологические особенности, которые необходимы для эволюции его сознания. У различных людей эти особенности выражены не в одинаковой степени, но достаточно, чтобы  человек мог их осознанно использовать. Например, он может осознавать различные эмоциональные состояния и позволять или не позволять им управлять собой. В тех случаях, когда эмоциональным состояниям предоставляется свобода действий – они в какой-то степени трансформируют сознание человека, что позволяем ему в дальнейшем допускать более выраженные эмоциональные состояния, и соответствующую им внешнюю реакцию. И это касается не только эмоциональных состояний, но и отношений человека к окружающей его реальности, что в дальнейшем может привести к неконтролируемым захваченностям. К сказанному здесь следует добавить, что неиспользуемые способности человека постепенно слабеют, что в дальнейшем может привести, например, к безволию, если он позволяет эмоциям или желаниям захватить его и управлять им, а отвлекаемость от основной работы, если человек потакает ей, может сделать его неустойчивым при концентрации на какой-то работе и даже в его отношениях с другими людьми. Можно сказать, что человек, действительно, во многом архитектор своей судьбы, что в значительной степени связано с его способностью к самоконтролю и осознанному стремлению к определённой, не сиюминутной цели.   

Если человеку действительно удалось бы побывать в своём прошлом, так, чтобы оно стало его настоящим временем, и из этого прошлого посмотреть на своё возможное будущее, которое однажды станет его настоящим, то такое будущее с позиций, занимаемых этим человеком в прошлом, будет не похоже на то, что его действительно ожидает в реальном будущем. Такое несовпадение связано с тем, что человек на пути к своему возможному будущему постоянно находится в состоянии выбора одной из возможностей, которая кажется ему наиболее предпочтительной. Эти предпочтения могут быть даже противоположностями по отношению друг к другу, и каждое из них может вести человека к своему будущему. И мы должны помнить, что любой выбор содержит в себе противоположности, пусть даже незначительные и, человек выбирает именно ту из них, которая соответствует его судьбе. Но, подавляющее большинство людей действуют подобно плохому игроку в шахматы – они видят только ближайший предпочтительный для них ход и двигают фигуру своего предпочтения именно в том направлении, которое формируется их судьбой. Можно сказать, что позади каждого человека стоит тень его судьбы, которая и формирует его предпочтения. И когда мы слышим, что человек является строителем своей судьбы, то с этим можно согласиться только отчасти, так как «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его».

Тем более, что сами по себе противоположности субъективны, даже те, которые незначительно отличаются друг от друга, и то, что для одного человека является добром, для другого – злом. В реальности мира противоположностей не существует, есть только последовательности раскрытия возможностей, в нашем случае – человека.  Рассмотрим это на примерах проявленной и непроявленной реальностях.

В неживой природе Земли: северный и южный полюса, без которых как единое целое Земля существовать не может, зима и лето, во многом определяющие не только климат Земли, но и разнообразие форм жизни на ней. Все реки имеют своё начало, которое всегда располагается выше их устья и т. д.

В растительном мире мы встречаемся со сплошными противоположностями: семя и растение, корни дерева и его крона, но благодаря растениям Земля имеет плодородную почву, благодаря растениям возможны все виды живых существ, обегающих на Земле и даже человека. Само человечество разделилось на множество противоположностей, отличающихся друг от друга по полу и возрасту, власти имущих и им подвластных, богатых и бедных, обывателей и стремящихся к самопознанию и т.д. К тому же, каждый человек переживает стадии рождения, зрелости и смерти. Да и вся история человечества состоит из противоположностей: возникновение цивилизаций, их расцвет и падение, и на месте ушедших в небытие цивилизаций возникают другие человечества, которые раскрывают в себе прежде скрытые для других цивилизаций возможности. Шри Ауробиндо однажды сказал, что все возможности (человека) должны быть раскрыты. И, конечно же, это касалось не только людей, составляющих современную цивилизацию, но всех разумных форм жизни, прежде живших на Земле и тех, которые однажды придут на смену нашей современной цивилизации. Без противоположностей в современных условиях жизни на Земле невозможна эволюция сознания, и весь спектр противоположностей в человеке – это лестница восхождения его сознания.   

В проявленном мире значимостей противоположности зависят от позиции человека, определяемой его мировоззрением, от которой зависят направления его интересов и соответствующей активности. В действительности, противоположности служат средствами для эволюции сознания человека, и если обыватель избегает всего неприятного, трудного, опасного, то искатель использует внутренние состояния при встрече с негативными для него обстоятельствами, для духовной работы. Исследуя себя, искатель может осознать свои как позитивные, так и негативные стороны, что позволит ему более осознанно подходить к своей позиции и своим восприятиям реальности мира. По мере того, как человек исследует себя, он обнаруживает, что любые его намерения что-либо сказать, или что-либо сделать, сопровождаются соответствующей эмоцией. Можно сказать, что любое намерение человека даже самое незначительное и любое его отношение к чему бы или к кому бы то ни было, всегда эмоционально окрашено. Правда, эта эмоциональная окраска может быть слабо выражена, но восприимчивость духовного искателя, по мере его внутренней работы, возрастает и осознание всевозможных внутренних состояний, даже слабо проявленных, не является для него невозможным. Более того, сознание духовного искателя при этом чётко различает возможность проявления в любой форме тех или иных намерений, даже самых, казалось бы, незначительных и, соответственно, вносит поправки в проявления этих намерений.

В непроявленной реальности есть только направление процессов, которые и определяют судьбу каждого человека и каждой формы жизни. И когда мы говорим об истине и лжи, добре и зле и т. п., что это только векторы процессов. В динамике это выглядит, как накопление потенциальных определённых возможностей, после чего следуют соответствующие изменения. При этом, восходящий процесс изменений  во всех своих частях сопровождается нисходящим процессом всего того, что противоположно положительным изменениям. Эти два направления могут существовать только одновременно, и от человека зависит, какое из направлений будет преобладать в его жизни.

 

Опубликовано