Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ОТ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО К ЧЕЛОВЕКУ ПОТРЕБИТЕЛЮ

Петр Зорин

Когда человек из разумного становится потребителем, начинается его деградация. Можно представить себе целую шкалу переходов от человека разумного к человеку потребителю. И эта шкала будет иллюстрацией деградации всего человечества. Но сначала перечислим то, что потребляет человек. Для того чтобы сохранять свою физическую жизнь, человек должен иметь необходимую для этого пищу. В конечном счете, человеку необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы. Это является неизменной основой человеческого питания и что-либо намеренно изменить в ней, в сторону улучшения, человек не может. Но этого для удовлетворения пищевых потребностей недостаточно. Для человека важным являются внешние особенности пищи – ее цвет, вкус, запах, форма. И так как эта внешняя часть не является неизменной, то человек стал уделять ей значительно больше внимания, чем основному содержанию пищи. Зачастую, внешнее и поэтому второстепенное, стало подменять главное в продуктах питания. Главным в пище человек выделил не полезность, но привлекательность ее внешнего вида, вкуса, запаха и др. Прежде всего, нужно получать удовольствие и это самое главное. То же самое привлекает человека и в своей внешности, которая должна отражать степень его здоровья и жизнеспособности. Но человек решил, что этого совершенно не достаточно, и выделил из внешних данных, характеризующих здоровье, ту часть, которая может предоставить ему удовольствие – секс. Теперь все во внешности должны быть сексуально привлекательным. Об этом постоянно напоминает телевизионная реклама, об этом же шелестят страницы книг, и оглушает эстрада. Одежда, которую носят люди, музыка, которую они слушают, макияж, которым покрывают свои лица, тема разговоров при встрече людей друг с другом, и конечно же физическая доступность удовольствий, все служит одной цели – потребление людей друг друга должно доставлять каждому из них удовольствие. Даже агрессия и жестокость, богатство и власть, и еще многое другое, должно доставлять человеку удовольствие, без которого исчезает смысл жизни. Все это и делает человека потребителем. Без удовольствия от потребления, возведенного в квадрат и даже в более высокие степени, нет потребителя. Возникла индустрия удовольствий, которая в настоящее время отнимает у человека значительную часть его интеллекта и физических сил. Вся земная природа поставлена на службу удовольствиям. И это общечеловеческая наркомания, от которой люди уже не в силах отказаться, потому что это стало нормой их жизни. Все высокое, если оно не содержит в себе идеи непосредственного удовольствия, подлежит осмеянию или отвержению; все даже самое низкое, если оно может принести удовольствие становится желанным и даже необходимым. Исчезла реальная ориентация человека в материальном мире – добро и зло, страдания и наслаждения, жизнь и смерть, сострадание и честь потеряли свое прежнее значение – все позволено, если это приносит удовольствие. И это – деградация. Человечество повторяет печальный опыт римской империи, накануне ее распада. Но современному человечеству уже некуда распадаться, потому что вся земля и так уже принадлежит ему. Сегодняшний распад человечества – это разделение его на людей потребителей и людей разумных, на тех, которые избрали для себя хождение по кругу ложных иллюзий и тех, которые пытаются преодолеть иллюзии низшей природы.

Но если внимательно всмотреться в людей всего мира, то можно увидеть, что внутри каждого человека существует та его часть, которая претендует на звание потребителя и на гордое имя – человек разумный. В подавляющем большинстве людей уживаются одновременно обе эти части. Разница, возможно, только количественная. Для человека-потребителя опорой его жизни является потребление. Для духовного искателя его потребительская часть является полем его внутренней работы, а опорой его жизни – устремленность к истине. Можно сказать, что внешний мир с его традициями и стремлениями дает всю необходимую духовную пищу для человека, идущего внутренним путем. Все дело в опоре – если она во внешнем мире, то жизнь человека бессмысленна, так как идет по пути деградации. Если же опора человека в его сердце, то он соответствует своему предназначению, и путь его пролегает в вечность.

Опубликовано