Корни любых состояний человека находятся в его подсознании. А так как информация, поступающая из внешнего мира, всегда имеет двойное дно, и истинный смысл её прикрывается внешней привлекательной формой, то человек, не замечает, как его подсознание заполняется определенным смыслом, создающим соответствующим ему состоянием. Всё в этом проявленном мире несёт в себе двойной смысл, что вводит людей в заблуждение. Например: слова – «мы наш, мы новый мир построим» несут в себе совсем не тот смысл, который вкладывают в него простые люди, поющие этот гимн. Тот, кто писал этот гимн, кого он имел в виду, говоря, «мы наш…». Когда человек оказывается на смысловом развилке, находясь на котором видит, что смысл того, что говориться и смысл происходящего не соответствуют друг другу, хотя и определяются одними и теми же словами, у него возникает состояние неприятия. Он видит, что его обманывают, хотя слова, определяющие происходящие события, были правильными. Например, ему говорят о реформе организации, в которой он трудится, а на самом деле разрушают её. И перед человеком всё более настойчиво встаёт проблема выбора. Эта проблема встаёт «здесь и сейчас», как необходимость ликвидации двойственности, или двусмысленности и не только во внешнем мире, но в первую очередь внутри себя самого.
В основе необходимости выбора всегда находится человеческое эго, которое все свои отношения к внешней реальности и к самому себе, основывает на своей правде, иногда полярно отличающейся от правды другого человека. При этом, словарь, которым пользуются люди, остаётся одним и тем же. И если людям кто-либо скажет: «Если я приду к власти, то нам будет хорошо», то каждый из тех, которые слышали эти слова, будет думать, что и ему так же будет хорошо. Находясь в «здесь и сейчас» каждый человек это понимает по-своему. Действительно, здесь – это может быть за своим рабочим столом, в своей квартире, в этом городе в этой стране и даже на этой планете, и каждый раз в этих случаях пространство расширяется. То же касается и «сейчас» – можно сказать, что сейчас человеческая цивилизация находится в стадии деградации, сейчас в нашей стране много беспризорных детей, сейчас я занят, и т. д. Таким образом, «здесь и сейчас» понятие не пространственно-временное, а социально-психологическое. В духовной практике оно означает способность человека осознавать себя в период какой-либо своей деятельности. Следовательно, пребывая в «здесь и сейчас», человек не погружается в вечность и не видит прошлое, настоящее и будущее с позиции вечности. Вечность – это не «здесь и сейчас», оно позади его, так же как и позади прошлого и будущего.
Вечность нельзя назвать временем, так как время – это волны в океане вечности, проявляющие непроявленную реальность, но вечность можно осознать как состояние, в котором «здесь и сейчас», прошлое и будущее теряют общепринятый смысл. Если человек находится в состоянии вечности, то для него смерть теряет свой смысл, а жизнь воспринимается, как неизменное бытие, в котором любые изменения – это нечто поверхностное, временное и несущественное. Человек, находящийся в состоянии вечности, может заниматься внешней деятельностью, и одновременно с этим осознавать внутри себя, в центральной своей части, абсолютную неподвижность. Чтобы восприятие состояния вечности не потерять, необходимо ни на одно мгновение не отпускать его.
Сознание человека способно одновременно фиксировать своё внимание на нескольких объектах, основным из которых в нашем случае является состояние вечности. Это становится возможным только потому, что внутреннее внимание и внешнее имеют отношение к различным частям сознания. Но для того, чтобы эта возможность была открыта, необходимо прежде сформировать внутреннего «свидетеля», который со временем становится независимым от внешнего внимания и способен не только осознавать различные состояния, переживаемые человеком, но и его взаимоотношения с внешней реальностью.
Между внутренней и внешней реальностью существует, если можно так сказать, канал, размером с игольное ушко. Это о нём однажды сказал Иисус Христос в притче о богатом молодом человеке, говоря, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому в царство небесное. В этой притче богатый – это человек привязанный к ценностям этого мира и к тем состояниям, которые определяются низшей природой. игольное ушко – это состояние глубокого покоя, внутренней неподвижности, удерживаемой «Свидетелем», внимание которого обращено к истинному – духовному сердцу. В действительности, между трансцендентной реальностью и реальностью проявленного мира есть только одна, разделяющая их грань, имеющая определенную частоту вибраций, настолько высокую, что она воспринимается человеком, как глубокая неподвижность. Когда человек достигает этой неподвижности внутри себя, перед ним открываются двери, ведущие в трансцендентную реальность. Это можно сравнить со шлюзами, ворота которых открываются, когда давление воды с обеих сторон выравнивается. В трансцендентной реальности сознание человека находится за пределами времени, и за пределами «здесь и сейчас», и у него возникает состояние, которое он воспринимает как вечность. Почему для осознания вечности необходимо концентрироваться в области истинного сердца? Потому что центральное и психическое существо принадлежат трансцендентному. И если «свидетель», сформированный в сознании человека, способен стать неподвижным, то внешняя часть человеческого существа, не будучи достаточно пластичной, сделать этого не может. И до тех пор, пока она не будет трансформирована, бессмертие для неё останется недостижимым. Одним из симптомов, свидетельствующих о том, что духовный искатель вышел за пределы времени, является молчание ума. Другим симптомом является осознание, что всё пространство, в котором находится человек, заполнено неподвижностью, которое не нарушается активностью всех форм жизни на Земле. Иногда неподвижность вечности воспринимается человеком, как плотная субстанция, которая кажется плотнее алмаза. При этом если сознание человека продолжает оставаться фиксированным на состоянии вечности, то любые действия совершаемые человеком, не нарушают этого состояния, но становятся гармоничными, и соответствуют переживаемому состоянию. В действительности, восприятие состояния вечности – это восприятие супраментальной субстанции, пребывающей за пределами времени