Для второго издания книги "Твой ребёнок гений"
Внимание – это функция сознания. Здесь мы будем говорить только о внешнем внимании, которым человек может управлять. Есть две основных причины, определяющие необходимость внимания. Первая из них – это врождённый исследовательский рефлекс – «Что такое?», который помогает определить живому существу место его нахождения, или условия, в которых он находится. Это низший уровень внимания, присущий всем живым существам, в том числе и человеку. Вторая причина внимания связана с появлением необычных сигналов или влияний из тех реальностей мира, которые доступны осознанию человека. Эта необычность совсем не обязательно связана с интенсивностью влияния, но и какими-то качественными его изменениями или отличиями.
Прямое отношение к вниманию имеет восприимчивость и избирательность. Благодаря восприимчивости, человек может осознавать очень слабо выраженные влияния, которые находятся на пороге возможного восприятия. Избирательность помогает человеку осознавать посторонние влияния и отстраняться от них, сохраняя концентрацию внимания на избранном объекте. Большое значение имеет устойчивость внимания, без чего невозможно какое бы то ни было познание реальности мира.
Если рассматривать внимание, как некий канал, связывающий человека с объектом внимания, то этот канал имеет как прямые, так и обратные связи. Прямая связь содержит в себе поток отношения человека к тому объекту, на который направлено внимание. Обратная связь несёт человеку образ того, на что направленно его внимание. Причём, из этого образа человек может взять только те его качества или фрагменты, к которым человек проявляет наибольший интерес.
Так как человек очень часто оперирует не образами объектов, а только их символами, например, чтение текста, то для понимания символов, он их снова превращает в образы. Так как различные образы формируются не одинаково быстро, то процесс чтения идёт с неодинаковой скоростью. Всё выглядит иначе при прослушивании текста. Слушающий человек не может менять скорость прослушивания, поэтому позади некоторых вербальных символов образы или совсем не успевают сформироваться, или же формируются, но не полностью. Отсюда, глубина понимания прослушанного текста будет всегда недостаточна. Эта недостаточность особенно велика при прослушивании текста с записи на каком-либо носителе.
Любые события, происходящие в мире, имеют свой смысл и цель. Для передачи информации эти события превращаются в символы, которые люди могут прочитать или прослушать, и этим самым воссоздать их образы и сделать понятными для себя и для тех, которые не были очевидцами этих событий. И вот здесь в точках перехода образов или событий в информацию и информации в образы, закладываются корни неверного, ложного восприятия или ложной интерпретации смысла воспринимаемого.