Родившийся человек уже является личностью, которая сформировалась не только в результате слияния наследственности отца и матери и не только под воздействием различных состояний матери на формирование плода в период ее беременности, но и психического существа, которое иногда еще до рождения входит в человеческое существо. Бесспорно, родившийся человек уже личность, но он еще не способен адекватно взаимодействовать с окружающим его миром, так как не имеет для этого необходимых инструментов. Он приобретает их после рождения и продолжает пополнять их в течение всей своей жизни. Он учится языку, приобретает всевозможные навыки, учится взаимодействовать со всевозможными ограничениями свободы, налагаемыми законами, правилами, обычаями и условностями. Все это он заимствует от взрослых людей, из телевизионных фильмов, книг, из всевозможных сборищ, частью которых он является. И все эти приобретения, которыми он основательно обкладывает себя со всех сторон, не являются его первоначальной личностью. Всё это шаблоны или маски, которые ему не принадлежат, но он пользуется ими, потому что не имеет других, или это ему по каким-либо причинам выгодно. Но это только схема, в действительности все обстоит значительно сложнее и зависит от того, на чем основан выбор всевозможных шаблонов и масок, которые человек заимствует во внешнем мире и от самой личности, которая пользуется всеми этими приобретениями. Мы уже говорили о том, что человек после рождения уже является личностью, которая определяется и наследственностью, и периодом внутриутробного воспитания. В зависимости от того, какие части его первоначальной личности получили до момента его рождения наибольшее развитие, те и будут преобладать в его последующих приобретениях социальных и психологических шаблонов и масок. Предположим, мать в период беременности очень часто находилась в состоянии страха, то это заложит в будущем человеке основательный фундамент, на котором ярко проявится все, что может быть связано со страхом. То же самое можно говорить о проявлениях любых других эмоциональных состояний или влечений. А что же отец, участвует ли он в формировании личности еще не родившегося человека? Конечно, участвует, но это происходит несколько иначе. Весь его жизненный опыт и его отношение к реальности, частью которой он является, каким-то образом встраивается в его наследственный механизм. И если этот будущий отец был в условиях, в которых вел себя как раб, то в его наследственности, которую он передаст своим потомкам, будет в значительной мере представлена тенденция к рабству. Неважно, где, возможно в своей семье и совсем не обязательно под башмаком жены, но раб, ставший господином, может быть бессмысленно жестоким и, без всяких на то оснований, упрямым. Он будет проявлять насилие там, где, возможно, необходимо сострадание, и приходить в ярость там, где необходима сдержанность и т. д. И ко всему этому следует добавить то воспитание чувств и отношений, которое приобретает человек в период внутриутробного развития. И тогда мы получим основание, на котором будет строиться личность человека. От этого основания в значительной мере будет зависеть, какие шаблоны и маски будет заимствовать человек из внешнего мира. Конечно, могут быть и исключения, зависящие от воспитания ребенка и подростка, но в этом случае мы должны говорить о коррекции первоначальной личности человека.
Большое значение в приобретении различных шаблонов и масок имеют авторитеты и то, что имеет к ним отношение, поэтому взгляды на мир у людей, подобно лоскутному одеялу, состоят из взглядов хоть в чем-то авторитетных людей, их идей, слов, привычек и др. Люди очень часто предпочитают следовать чужим идеям, традициям и чему угодно еще, потому что это всегда проще, так как не требует направленных волевых усилий. Но и авторитеты, в свою очередь, все, что они имеют, заимствовали у других авторитетов. Люди объединяются вокруг общих для них идей и их носителей, вокруг привычек и чего угодно еще. Чаще всего то, что люди имеют сегодня, они заимствовали из прошлого. Оттуда добывают современные ученые свои научные идеи, а религии находят в нем свою опору. Но все это не может быть истиной, которая бесконечно текуча, это только формы, в которые люди пытаются затолкать истину. Истина сравнима с рекой, воду которой люди разливают в различные емкости и, показывая на них, говорят, что в этой бутылке или бочке – река или даже целый океан. Но не может быть текучести, в каких бы то ни было формах, даже слово, слетевшее с губ человека, перестает отражать свою внутреннюю суть. А истина, стоящая позади любых намерений и любых форм, может осознаваться только очень немногими людьми. Но кроме истины позади слов может быть и другая реальность, которую мы называем ложью. В этом случае слова могут быть своеобразной маской или приманкой для легковерных людей, не способных осознавать реальное намерение человека, которое он скрывает позади слов. И здесь вновь очень большое значение имеют авторитеты. Человеческая личность почти всегда зависит от авторитетов. И это можно понять, потому что все последующие надстройки, которые получает личность родившегося человека, заимствуются у различных авторитетов. В результате, человек постоянно находится в зависимости от своего окружения, к чему-то стремится и от чего-то убегает. Любые человеческие мысли, слова и действия – это осколки авторитетных слов и действий, с которыми человек встречался в своей жизни. Человеческий ум только встраивает заимствованные шаблоны в новые образы, которые лишь в какой-то мере адекватны окружающей его реальности. Он копирует то, что уже было до него, и если для него это выгодно, то не скрывает этого копирования, ссылаясь на авторитетные источники. Так кто же стоит позади этих шаблонов и масок? В одних случаях – это преимущественно ум, в других – тело желаний или витал, и только в немногих случаях – Психическое существо или истинное «Я». Все остальное внешнее – только исполнительная часть, которая использует заимствованные у различных авторитетов шаблоны и стандарты, чтобы не только выжить, но и быть, или хотя бы казаться, значимыми.
МОЗАИКА ЛИЧНОСТИ
Петр Зорин