Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА МЫ ПРИСВАИВАЕМ, ТОГДА НАС ПРИСВАИВАЮТ

--

Когда пытаешься понять другого человека, то нередко осуждаешь какие-то особенности его характера. Потом осознаешь, что он не хороший и не плохой, а просто такой. Такого рода осознание называется смирением, когда мы можем сказать, что приняли человека таким, каков он есть. Осознав особенности его личности можно начинать менять его, если в этом есть необходимость. Прежде это было невозможно, так как понимание другого человека в эмоциональном состоянии – искаженное и поэтому меры, для изменения другого человека так же будут ложными. «Он просто такой» – это состояние отстраненности, которое наиболее эффективно при любых взаимодействиях с реальностью мира, в том числе и при воспитании людей. Здесь говориться «людей», а не детей, потому что воспитывать можно в любом возрасте, только для каждого возраста нужны свои методы.

«Он просто такой» – это не только состояние отстраненности, но и непривязанности, независимости, и поэтому, такого рода отношения хороши для любого типа привязанности и зависимости. Любая вещь может быть красивой или безобразной и, поэтому, вызывать или притяжение, или отталкивание. Но даже в тех случаях, когда вещь вызывает отвращение, то и через эту свою характеристику она привязывает человека к себе.

Но бывают и другого рода привязанности, которые трудно отличить от духовных ценностей. Все мы знаем, что прекрасное – это отражение истины, и любовь к прекрасному, может легко перерасти в стремление к Божественной истине. Но любовь к прекрасному совсем не обязательно должна реализоваться присвоением этого прекрасного. И, неважно, будет ли это присвоение на материальном плане или же в своем сердце. Обратите внимание, на то, что все, что мы присваиваем, присваивает нас. Это присвоение, которое совершается постоянно, мы даже не пытаемся прикрывать, когда говорим: мой муж, мой дом, мой город, моя работа и т. п. И мы не только говорим, но и относимся к присвоенному, как к своей собственности. При этом невозможно какое-либо равенство между человеком и природой, между двумя или более людьми, потому что присвоивший всегда выше того, что им присвоено. Присвоивший считает себя вправе быть господином присвоенного и если это живое существо, то диктовать ему свою волю и определять каким он должен быть. Это одна из причин, почему человек стремится приспособить окружающий его мир для своих собственных удобств, использовать его, ничего не давая взамен. Это является причиной напряженных, агрессивных отношений между людьми, и это причина почему человек поместил Бога на небесах, а сам остался внизу на Земле, у его подножия. Человек не мог сделать иначе, так как Бога для себя он создал по образу и подобию своему.

Мы присваиваем все, не только прекрасное, но и безобразное, даже тогда, когда отвергаем его. Мы оцениваем то, что мы присваиваем, и судим только потому, что присваиваем. И если мы осознали, что мы действительно присваиваем все в этом мире и даже этот мир, то у нас может возникнуть вопрос: что же мы в действительности присваиваем? Любой объект внешнего мира имеет много граней, которые люди определяют как качества, особенности или свойства. Например, товар имеет не только качества, свойства, но и ценности, которые в свою очередь могут быть материальными и идеальными. Человек все это отделил одно от другого, в связи с чем, и оценка этого товара зависит от того, что в этом товаре человек видит, какую его ипостась. Например, копия какой-либо древней рукописи будет стоить, неизмеримо дешевле, чем оригинал, хотя тексты будут идентичными. Здесь отделили время, когда эта рукопись была изготовлена от её содержания. И основную ценность уже несет в себе не содержание, а давность этой рукописи. Хотя для исследователя, возможно, должен быть более ценным сам текст этой рукописи. Но понятие «ценность» для человека величина относительная, например, в библейском мифе для Исава его первородство было менее ценным, чем миска чечевичной похлебки. Относительность ценности и отделенность её от самого объекта, освобождает место для лжи, так как в этом случае становится ценным не сам объект, а какая-то его ипостась. Например, женщина спрашивает мужчину, любит ли он её? На что мужчина отвечает вопросом на вопрос: «а за что тебя любить»? Состояние любви не может быть меновым товаром – нельзя любить за что-то. Ответ мужчины свидетельствует, что он никогда не любил кого-то ещё, кроме самого себя. В России иногда можно услышать слова: надо уезжать из этой страны. Имеется в виду, что здесь в России все безнадежно плохо. Это обычное потребительское отношение к стране человека, который живет только для себя, а если страна ему ничего ожидаемого не дает, то плюнуть на неё и в Европу или Америку.

У человека, избравшего духовный путь, в этом месте может появиться вопрос, а для чего мне все это нужно? Для того чтобы знать тот мир, в котором он живет, так как все в этом мире может быть для него источником духовного опыта. Возьмем для примера случай, когда человек не привязан к чему бы то ни было. Обратите внимание, как он старается не прикасаться ко всему, к чему он был привязан прежде. если он не курит или не ест мясную пищу, то как он активен в своем стремлении не курить и не есть мясо! Он становится неспокойным, когда оказывается в тех обстоятельствах, в которых ему, возможно, нужно будет делать то, к чему он не привязан. По этому поводу можно сказать, что он еще не стал прозрачным для влияний того, к чему он был привязан прежде, потому что привязанность к курению или к мясной пище в нем еще остается, и он пытается защититься от неё. Когда человек действительно не привязан к чему бы то ни было, то он даже не будет обращать внимание на свои прежние привязанности. Для него эти проблемы просто перестанут существовать.  То же самое мы можем сказать и о любящем человеке, если он любит, то не за что-то, и на его любовь не будут оказывать влияния какие-либо внешние изменения любимого человека, и не важно, болен он или здоров, красив или не красив. Он любит его таким, каков он есть. Но тогда он, возможно, привязан к нему и, поэтому, зависим от него? Не следует смешивать понятия единства и привязанности. Если человек един с органами своего тела, то означает ли это, что он чувствует от них свою зависимость? Конечно, нет. В действительности, единство обогащает человека, расширяет его сознание и возможности, делает его жизнь более полной.

Но тогда как можно быть единым с прекрасным и не зависеть от него? Как не присваивать то, что нам кажется прекрасным? На первый вопрос ответить очень просто, так как мы всегда свободны от того, с чем или с кем мы едины. Правда, при единстве, в его начале, может у человека присутствовать страх нарушения этого единства, но это совсем не похоже на возможность разрыва отношений и не порождает желание удержать единство. Обычно, когда мы пытаемся удержать единство, то это означает, что его в действительности не было, а было привычное для материального человека присвоение, породившее иллюзию единства. Единство между людьми можно сравнить с парными танцами на льду, когда танцующие не отделены друг от друга, хотя и находятся в разных телах, а еще лучше – с воздушными гимнастами под куполом цирка. Люди в единстве очень внимательны друг к другу и осторожны в отношениях, потому что прежняя разделенность, когда они еще не были едины друг с другом, может еще длительное время давать о себе знать. Истинное единство между двумя людьми возможно только в тех случаях, когда оба хотят быть едиными и делают все, чтобы так было. Можно человека привлекать к единству, советуясь с ним и совсем не потому, что неуверен в чем-либо, а для создания единства. Единство – это нечто третье между двумя людьми, которое является общим, например, для семьи – общий стол (имеется в виду прием пищи), помощь друг другу, совет друг с другом. Выращивание чувства справедливости, при обсуждении каких либо событий в семье, за её пределами, или исторических фактов.

А как же тогда быть с единством между человеком и чем-либо прекрасным? Как не присваивать прекрасное?  Первое, что надо сделать – это не считать, что прекрасное принадлежит тебе. В каждой семье, в каждом человеческом сообществе есть нечто создающее эту семью или сообщество, без чего не может быть ни семья, ни сообщество. И все, что делается или приобретается должно быть для этой обобщающей идеи, которая живет по своим законам. Существуют объединения, основанные на лжи, и есть те, которые в своей основе имеют истину. Очень важно изначально определить какая идея будет лежать в основе вашего объединения. При этом нужно помнить, что ложь для того, чтобы закрепить свое положение, в самом начале использует для этого истину. И это может быть ловушкой для тех, которые стремятся к истинному единству.

Ложь – это осознанное или неосознанное стремление к разделению и  индивидуализму. Истина же, – всегда стремление к единству. Правда, найдутся люди, которые приведут примеры единства мафиозных групп и вообще злоумышленников. Но разве эти группы не отделяют себя от тех, на которых они паразитируют, или над которыми они совершают насилие?

Как мы уже говорили, любое единство имеет позади себя идею, на которой основано это единство. То, что не принадлежит мне, принадлежит идее единства, которая объединяет нас в одно целое. Если мы говорим о семье, то в этом случае интересы каждого человека в этой семье, касаются всех. При этом идея единства существует не ради кого-то одного в семье, а ради всех сразу без чего невозможно единство.  Единство – это как какой-то общий котел, куда каждый вкладывает результаты своего труда, свои идеи, и стремится поддерживать это единство в чистоте, чтобы в нем не появились элементы лжи. Ложью в этом случае будет стремление иметь для себя из общего котла чего-нибудь больше и лучше, чем у других или за счет других, входящих в это единство. Ложью будет и стремление не вкладывать в «котел» единства результаты своего труда, и не участвовать в совете по распределению благ, которые в этом конкретном единстве принадлежат всем, входящим в него. При истинном единстве, эго каждого человека в отдельности в значительной мере уменьшается, так как значительная часть его делегируется в общий «котел» единства. И теперь у каждого человека, входящего в это объединение существует два эго. Одно из них его собственное, которое находится в подчиненном состоянии от эго коллективного. Но, кроме семьи существует еще и свой народ и в этом случае индивидуальное эго человека в значительно большей своей части растворяется в духе народа. Но, конечно же, родители должны подсоединить эго своего сына или дочери к духу своего народа, а чтобы это стало возможным, они сами должны быть едины со своим народом.

Каждый народ и каждый человек имеет свои как темные, так и светлые стороны. И когда происходит подсоединение к духу народа, то не следует это делать, подсоединяя к его темной стороне. Так как та часть в человеке, которая присоединена к духу народа, растет за счет той части, к которой она присоединена. Для примера можем взять современное телевидение, которое  редко показывает что-либо позитивное, присоединяя зрителя к негативной части своей страны и даже всего человечества.

А теперь вернемся к единству человека с прекрасным, которое, в действительности, ни кому не принадлежит, поэтому, красивая вещь – это только отражение прекрасного, через которое себя выражает истина. Попытайтесь понять почему та или другая вещь прекрасна или гармонична. Как она влияет на человека, который имеет эту вещь. Возможно, человек, изготавливавший эту вещь, отразил в ней какую-то часть самого себя. Пусть для вас эта прекрасная или даже просто красивая вещь станет своеобразной дверью, связывающей вас со всем прекрасным. И тогда эта вещь перестанет быть частью материального мира и не будет вас привязывать к нему, но будет каналом, связывающим вас с истиной. Другими словами, измените предназначение этой вещи.

И это касается не только вещи, которая нам почему-либо нравится, но и любой ценности этого материального мира, который различными способами стремиться привязать нас к себе. Мы с вами знаем, что любая вещь в этом мире и любое событие в нем имеют два уровня и, соответственно, два предназначения. Внешняя часть вещей или событий, имеющие материальные оценки, улавливают человеческое внимание и привязывают человека к материальному миру. Внутренняя часть всего этого, имеет прямое отношение к духовному опыту. И если человек, имеющий какие-либо ценности этого мира стремиться благодаря им получить духовный опыт, то благодаря этому он освобождается от привязанностей к реальности этого проявленного мира.