Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА часть 1

Петр Зорин

 

Человека не следует рассматривать изолировано от окружающих его условий, потому что он – живое разумное существо, хотя во многом его реакции рефлекторны и имеют животную природу. Поведение человека во внешнем мире соответствует его намерению. При слабой воле это намерение формирует низшая природа, инструментами которой является проявленный мир с его значимостями, при организованной сильной воле человек в значительной степени сам формирует своё намерение. Но в любом случае намерение человека будет соответствовать направлениям его судьбы. Судьба каждого человека имеет несколько ветвей. Одни из них принадлежат намерениям низшей природы, другие же определяются его Божественной душой – Психическим существом. Человек может отказаться и не принять внутренний зов его божественной души и тогда низшая природа полностью овладевает им и использует его в своих интересах. Шри Ауробиндо говорил, что в таких случаях Психическое существо может оставить человека и место Божественной души может занять какая-либо сущность низших планов сознания.  

В тех случаях, когда человек не имеет достаточно силы воли, чтобы дисциплинировать себя ради высокого предназначения, то, возможно, он ещё не готов к внутреннему пути, и у него просто не хватает воли, чтобы освободиться от влияний низшей природы, которые захватили его, и, поэтому, в нём преобладают всевозможные желания и другие побуждения низшей природы.  физический ум человека имеют своеобразный тонкий внутренний волевой «каркас», удерживающий все части человека в состоянии упорядоченности, что не только делает человека адекватным при взаимоотношениях с внешней реальностью, но и защищает его от нежелательных влияний низких сил. Этим каркасом, удерживающим внутреннюю упорядоченность, является человеческая воля к жизни, опирающаяся на его инстинкты, которая не только участвует  в формировании адекватных взаимоотношений с внешней реальностью, но и удерживает ментал, витал и физический ум в адекватном рабочем состоянии. Любые неадекватные внешние проявления человеческой активности связаны в первую очередь со слабостью внутренней воли человека. При этом, мы должны знать, что сознательная воля человека, почти всегда проявляет себя, когда он имеет цель, заключающую в себя смысл его жизни. Но, нередко, не воля человека определяет цель и смысл его жизни, а пределы необходимостей, которые ограничивают направление его усилий

Итак, внутренняя упорядоченность создаёт устойчивый каркас личности человека, в основе которого должно быть непоколебимое намерение, направленное на внутреннюю работу. В тех случаях, когда этого каркаса нет, или он в чём-то ещё не сформирован, или же не поддерживаемый в рабочем состоянии, обветшал, то этот, даже частичный хаос может стать местом вторжения низших сил, что приведёт к неадекватности во взаимоотношениях с внешней реальностью. Эта неадекватность может быть не только в словах, но и витальных реакциях, и в реакциях физического разума, упорядочивающего отношения к материальным объектам внешнего мира. Например, неадекватность ментала может проявиться в словах, неадекватных обстоятельствам, то же самое можно сказать и о витальной неадекватности, когда человек не способен контролировать свои витальные реакции. Неадекватность физического ума может проявиться в неуместных автоматизмах, например, человек может поставить пустую кастрюлю на огонь газовой горелки, забыв залить туда воды. Уйти из дома, забыв выключить утюг, или оставив ключ в дверях своей квартиры, солонку с солью поставить в холодильник. Описаны случаи такого глубокого распада физического ума, когда человек, для того, чтобы покурить берёт спичку в рот и чиркает сигаретой по пачке сигарет. 

Но не следует думать, что любая определённость человеческой личности – это хорошо. Преступники, осознанно совершающие преступления, также имеют соответствующую внутреннюю определённость. Более того, в каждом человеке и даже в каждом народе есть своя генетическая определённость, инстинкты – это тоже определённости. Люди словно копируют определённости различных форм жизни на Земле, и такие определённости более опасны, чем такие же определённости, например, насекомых, так как человек, имея интеллект и свои физические возможности, будучи бездушным, как хищное насекомое, может совершать жестокие поступки, оставаясь эмоционально не затронутым, и даже испытывать любопытство, глядя на страдания, которое они приносят своей жертве. И такие определённости, словно скопированные в животном мире, могут быть частью человеческой личности, наряду с определённостями чисто человеческими. Более того, каждый человек, живущий на Земле, имеет определённости, ограничивающие его возможности. Приведём аналогию, поясняющую это утверждение. Степень выраженности своих возможностей познания у различных, считающихся психически нормальными, людей – не одинакова, у одних она минимальна, обозначим её графически кругом диаметром, например, в один метр. В центре этого круга можно поместить соответствующего человека. У другого человека горизонты его возможностей несколько больше, его круг равен двум метрам, а у третьего человека горизонты его возможностей познания так велики, что измерять диаметр его круга надо не метрами, а километрами. Но разницу в возможностях познания первого и третьего человека можно и не увидеть при их беседе друг с другом, если они беседуют на тему, входящую в малый круг. Но у этих людей есть одна, очень важная особенность – им не интересно то, что находится за пределами их возможностей познания. Каждый из них строит свой мир и понимает его, исходя из своих возможностей познания. С этим можно было бы согласиться, потому что нет одинаковых людей, но, дело в том, что те люди, возможности познания которых невелики, всегда пытаются ограничить близких им людей до своего круга возможностей. И, практически, никогда не бывает, чтобы люди с большими возможностями познания, обращали бы в «свою веру» тех, которые ограничены в своих возможностях познания. Это связано с тем, что люди с ограниченными возможностями познания под различными предлогами отвергают всё, что находится за пределами их круга возможностей познания. Люди с узким кругом возможностей познания, чаще всего следуют общепринятым мнениям, потому что сформировать собственное мнение о смысле и целях происходящего они не в состоянии, так как их возможности познания слишком малы. В связи с этим, они даже реальность мира в значительной степени упрощают, так как понять и вместить в себя действительные её масштабы им не позволяют недостаточные возможности их познания. Здесь следует остановиться на смысле слова «познание», которое не имеет в виду запоминание информации о чём бы то ни было. Познание – это понимание смысла и цели происходящего. Непонимание можно представить как тьму, хаос, а понимание как упорядоченность, круг света, в пределах которого человеку понятны смысл и цели всего происходящего. Но величина круга света может быть различной и причины происходящего в малом круге света всегда находятся за его пределами – в большем круге света. Но эти причины являются следствием причин, находящихся в ещё большем круге света и т.д. Другими словами, спектр понимания происходящего может быть как угодно большим, что зависит от величины круга возможностей познания человеком реальности мира.

Опубликовано