Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОСТАНОВИ СВОЙ УМ И УСПОКОЙ ВИТАЛ

--

 

В предыдущей статье мы говорили, что то, что мы называем человеческой личностью является проявлениями его эго. Это для него важна значимость собственной персоны, и это оно стремится к всевозможным значимостям внешнего мира, оно защищается и нападает, ревнует и завидует, убивает и мстит за убитого, стремиться к власти, богатству и  удовольствиям. Оно даже страдания превращает в значимость. Эго сделает всё, чтобы не позволить человечеству установить на Земле социальную справедливость. Для него рабовладельческий строй наиболее приемлем, так как состоит из противоположностей – господ и рабов, богатых и бедных, имеющих власть и бесправных, не имеющих её. А капитализм в современном его виде – это так же рабовладельческая система под маской демократии, но более жёсткая, у которой нет даже своего «Юрьева дня». И всё это является результатом эволюции эго, которое создаёт всё более жёсткие системы, в которых этот фантом присвоил не только человеческое тело. Его ум и витал, но и формирует его судьбу.

Мы уже знаем, что эго боится безвременья, потому что внешней части человека, которая находится под управлением эго, предназначено жить во времени. А так как эта внешняя часть является единственным средством, которое подвластно эго, то оно во внешнем проявленном мире так же должно жить во времени.  И, кроме того, во владениях эго находится и внешняя часть сознания человека, что завершает индивидуальность эго. Но так как внешняя часть человека предназначена к взаимоотношениям с внешней проявленной реальностью мира с его значимостями, что является необходимым для получения жизненного опыта Психическим существом, или человеческим истинным «Я», то эго, несмотря на отделённость его от внутренней истинной части, управляя внешней частью человека, создаёт, не желая этого, условия, необходимые для роста Истинного «Я» человека. Шри Ауробиндо говорил, что на духовном пути необходимо  полностью освободиться от эго, без чего невозможно восхождение сознания человека и выполнения им своего высшего предназначения. Но работа духовного искателя на путях восхождения его к совершенству включает в себя и процесс освобождения от эго, без чего внутренняя работа искателя сделана быть не может. Но для эго внутренняя работа искателя, подобна надвигающейся смерти, так как она проводится в безвременье – в «здесь и сейчас» и эго всячески пытается отвлечь человека от его духовной устремлённости. И оно это может сделать, привлекая внимание человека к всевозможным значимостям материального мира. Это для эго становится возможным, потому что внешняя часть человеческого существа и внешний проявленный мира созвучны друг другу. И, кроме того, внешняя часть человека, подвластная эго, и внешний проявленный мир существуют во времени, поэтому, когда человек, находясь в состоянии медитации, наблюдая за всевозможными проявлениями эго на ментальном и витальном уровнях пребывает в «здесь и сейчас», не только недоступен влияниям эго, но и разрушает его. Осознанные наблюдения человеком за любыми проявлениями эго ослабляют его возможности управлять человеческим существом. И если человек осознанно, постоянно исследует свой внутренний мир, то это приводит не только к тому, что фантом эго разрушается полностью, но и сознание человека поднимается на более высокую ступень в иерархии планов сознания низшей сферы миров.

Искатель, исследуя свои различные эмоциональные состояния, искатель всегда обнаруживает, что эти состояния имеют не только форму и цвет, но вполне осознанно поднимаются вверх, чтобы подчинить себе внешнюю часть сознания человека, что позволит управлять отношениями человека с реальностью мира. И, кроме того, эго реализуя всевозможные побуждения, этим самым, отбирает у человека часть энергии. Эго можно сравнить с паразитом тихоокеанских крабов – рачком саккулиной, который прорастает во все жизненно важные органы краба, не только живёт за его счёт, но и управляет им и даже кастрирует его, разрушая его инстинкты. Невольно возникают аналогии в человеческом обществе, когда к власти приходят паразиты, управляют подвластными им людьми, отбирают их энергетический потенциал, воплощённый в денежной форме или различных материальных ценностях, истощают их, делая их банкротами. Примером может быть Борис Березовский и многие другие. Фактически мы здесь говорим об активности человеческого эго, для которого чужды сострадания, совесть, справедливость, честность, действительный патриотизм и другие высокие человеческие качества. Вместо этого, оно постоянно соблазняет человека выгодой, удовольствиями, Значимостью. Но там, где преобладают идеи выгоды, всегда присутствует ложь, ложь, шантаж, предательство, насилие, грабёж, подкуп, сокрытие правды. Эго пойдёт на всё ради значимости. И если человек успешно идёт внутренним путём, то эго может соблазнить его, подсунув ему ложного учителя, который будет представлен в самом высоком виде и некоторые искатели соблазняются тем, что с ними индивидуально будут работать высокие духовные учителя, которыми могут быть «Божественная мать», «Шри Ауробиндо» и многие другие известные среди духовно устремлённых людей.

Что делать? Необходимо изъять у  эго те средства, которыми он управляет человеком и привязывает его к значимостям внешнего мира. Этими средствами является человеческий ум, витал и внешняя часть сознания. Необходимо не только не потакать всевозможным проявлениям эго, но и исследовать его проявления внутри самих себя при различных внешних ситуациях. Для этого можно наблюдать активность ума, который является главным инструментом эго. При этом, наблюдая за облаками мыслей в сфере ума, не следовать любопытству, т.е. на пытаться развернуть эти ментальные облака, чтобы узнать их содержимое. Можно привязать ум к мантре: «Ом Намо Бхагавате». Но привязывание ума к мантре может закончиться тем, что ум мантре выделит незначительную часть своих возможностей и позади неё будет активным как прежде. И, наконец, можно использовать динамическую медитацию, которая так же может остановить ум и в то же время не позволит человеку уснуть. Рассмотрим подробнее технику этой медитации. Она выполняется или сидя в удобной позе или лёжа на спине. При этом глаза должны быть закрыты так как внешнее внимание даже непроизвольное, может быть для медитации помехой. Сосредоточьте внимание на дыхательных движениях передней брюшной стенки. Одну-две минуты внимательно осознавайте дыхательные движения живота, затем измените позицию наблюдателя. Пусть ею будет «Свидетель», откуда продолжайте наблюдать за дыхательными движениями живота. При этом ваша осознанность не должна прерываться ни на мгновение. Мы знаем, что внимание человека может отвлечься если человек наблюдает что-то неподвижное, неизменное, и человек может даже заснуть. Но вы наблюдаете за подвижной частью своего тела, движения которой совершаются автоматически. Поэтому ваше внимание отвлекаться не будет и вы не заснёте. И что интересно, такая динамическая медитация во время её проведения, полностью останавливает ум. И в то же время она не требует особых волевых усилий, так как наблюдать то, что движется для человека естественно и он это делает почти не прилагая усилия. И этот процесс может продолжаться долго. После окончания этой динамической медитации вы осознаете, что ваш ум всё ещё находится в молчаливом спокойном состоянии. И даже после ум в какой-то степени снизит свою активность. При повторных динамических медитациях активность ума будет снижаться, а  продолжительность безмолвного покоя возрастать.

Но для того, чтобы лишить эго его инструментов, которыми он постоянно пользуется для управления человеком и привязывает его к значимостям проявленного мира, необходимо не только не потакать всевозможным его побуждениям, но и  исследовать свою эмоциональную сферу. Если мы это делаем осознанно и систематически, то очень скоро осознаем, что степень активности нашей эмоциональной сферы снижается, и мы получаем постоянный контроль  над эмоциями. Постоянная подобного рода работа обязательно приведёт не только к остановке ума, успокоения витала, но и освобождение от эго.