В эпоху Сатья-Юга у человека не было страха смерти, так как его внешняя часть, к которой мы сегодня относим физическое тело, ум и витал, а так же часть сознания, обращённую во внешний проявленный мир, была единой с внутренней бессмертной истинной частью. При этом человек осознавал, что его физическое тело является средством необходимым для существования в проявленном мире, А его Психическое существо воспринималось им как его действительное «Я». Единство внутренней истинной части и внешней инструментальной части, необходимой для взаимодействия человека с внешней реальностью, создавало у человека тех времён чувство полноты и надёжности, так как Психическое существо, или его бессмертное «Я», руководило всеми его действиями в его взаимоотношениях с окружающей его реальностью. Человек осознавал себя бессмертным существом и знал, что внешняя физическая оболочка не является им, и что она со временем может стать не пригодной для жизни, но это не являлось смертью самого человека. Но в следующие эпохи, и особенно в эпоху Кали-Юга, было полностью сформировано эго, отделившее внешнюю, оперативную часть, от внутренней истинной части, что привело к состоянию неполноты, недостаточности, и даже, в некоторых случаях, психологической ущербности эго человека. Это разделение человека на внешнюю и внутреннюю части и формирование во внешней части эго, которое было интегральным отражением индивидуальностей сумеречных планов сознания низшей сферы миров. Внутренняя истинная часть человеческого существа, при этом, осталась свободной от влияний планов сознания низшей сферы миров, потому что превосходила их частотой вибраций сознания и, поэтому, была недоступна их влияниям. Такое разделение, прежде целостного человеческого существа, на внешнюю и внутреннюю части, привело к тому, что эго, состоящее из эманаций планов сознания низшей сферы миров, овладев внешней частью человека, потеряло связь с его Божественной душой, и вынуждено было искать опору во внешнем мире с целью компенсировать возникшую неполноту. Но это была не единственная проблема эго, так как человеческое тело смертно, что для эго так же грозит опасностью для его существования, и оно всячески стремится противостоять этому. Все эти проявления имеют свои корни в страхе смерти эго. Но так как эго состоит из эманаций планов сознания низшей сферы миров, то в человеке оно представлено как фантом, который сформирован из энергии человека под влиянием планов сознания низшей сферы миров. И этот фантом во всей своей деятельности использует энергетический потенциал человека, что является одной из важных причин не только снижения энергетического потенциала человека, но и, соответственно, деградации всей внешней части человеческого существа.
Тогда, все проявления человека при взаимоотношениях с внешним миром, и даже отношение его к самому себе, принадлежат эго, которое воспринимается человеком как его собственное «я». И если влияниям эго недоступна истинная часть человеческого существа, так как уровень её сознания неизмеримо выше, чем сознание эго, то истинная часть человека воспринимает все реакции эго при его взаимоотношениях с проявленным миром. Более того, Истинное «Я» человека, будучи достаточно зрелым, создаёт во внешней части его сознания канал, связывающий внешнюю часть с внутренней Истинной частью. Этот канал духовный искатель называет «Свидетелем».
Для эго очень важно быть уважаемым, поэтому оно любое неуважение, любое несогласие, или даже намёк на неприятие его мнения, воспринимает как притязания на территорию его жизни. Эго не может быть неправильным, неправым, несостоятельным, незначимым в чём-то, оно не может быть плохим, неадекватным, нелюбимым. И к тому же эго великий собственник, так как любая собственность – это опора его существования. Поэтому эго порождает в человеке всевозможные желания, реализация которых приносит эго удовлетворение. Когда люди хотят быть особенными, незаменимыми, значимыми, то это не они хотят, а их эго. Поэтому они ревнуют, так как кто то претендует на их собственность страдают, так как их в чем-то унизили, завидуют тем, которые более успешны в жизни стремятся доказать неправоту других, чтобы на их фоне выглядеть более значимыми. И это не просто страдания или негодование по какому-либо поводу, это страх смерти, так как любое уничижение эго переживает как лишение какой-то части своей жизни. Для эго не существует другой опоры, кроме его значимости, и все приоритеты эго находятся во внешнем мире с его прошлым и будущим. Эго не переносит настоящее, в котором оно не может проявлять какую бы то ни было активность. Когда человек находится в «здесь и сейчас», эго в этот период находится в обморочном состоянии. Оно будет всячески сопротивляться умалению своей значимости и любыми способами утверждать её не только при общении с другими людьми, но и перед самим собой. И для этого подойдут значимые события прошлого, даже если они отвратительны по содержанию. Главное для эго – быть особенным. Эго постоянно начеку, чтобы не пропустить унижающую его ситуацию, потому что это начало его смерти, по крайней мере, оно так считает. Эго оправдывается, нападает, «убегает» и может заставить человека пойти на самоуничтожение, лишь бы не находиться в непереносимом для него состоянии.
Шри Ауробиндо говорил о необходимости избавления от эго. И, конечно же, самоубийство не является самым лучшим для этого способом, хотя он и самый быстрый. Человек, идущий духовным путём, сосредоточивает своё внутреннее внимание, на различных эмоциональных состояниях, влечениях, желаниях, житейских намерениях, которые являются проявлением страха смерти эго. Исследование своих внутренних состояний всегда происходит в «здесь и сейчас», чему противостоять эго не в состоянии. И, кроме того, исследование различных состояний с позиции «Свидетеля» блокирует возможности эго проявлять себя. А для эго это смерти подобно, так как любые его реализации становятся для него возможными только при использовании человеческой энергии. И в тех случаях, когда человек осознаёт эмоции, желания и стремления эго, которые служат средствами его реализации на путях утверждения своей значимости, то в эти периоды эго остаётся голодным и постепенно теряет свои возможности управлять человеком, привязывая его, таким образом, к значимостям проявленного мира. И тогда эго разрушается, освобождая человека в его духовной устремлённости. Постоянная работа человека в «здесь и сейчас» может привести его к тому, что основную часть своей жизни человек будет «жить изнутри» и только малая часть человеческой жизни, при необходимости, будет жить во времени.