Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОНИМАНИЕ И ЕГО СУТЬ

Петр Зорин

 

Без понимания невозможна эволюция сознания. Понимание приводит человека к осознанию причин всего происходящего и действительных намерениях людей, ради реализации которых они действуют определённым способом, а в масштабах народа, государства и даже всего человечества – для чего всё это происходит. Понимание трансформирует не только сознание человека, но в какой-то степени всё его существо, потому что человек всегда функционирует как целостная система. В то же время информация даёт человеку в пользование элементы, соответствующие виртуальной реальности мира, но при этом оставляет структуру человека неизменной, потому что запахом пищи сыт не будешь, и если «тысячу раз повторять слово халва, то во рту сладко не станет». И в то же время информация является нитью Ариадны, позволяющей осознать намерение человека и его цели. Понимание приводит к единству всего со всем, что на первый взгляд кажется неочевидным. Реальность мира многогранна, и чтобы понять какую-то её грань, необходимо ответить на многие вопросы, окружающие реальность этой грани. Этими вопросами могут быть такими: для чего это делается? Чем он недоволен? Как он может себе это позволить!? Каковы его цели, осознаёт ли он свои реакции и т. д. Рассмотрим здесь два направления, в которых человек проявляет себя. Одно из них касается индивидуальных особенностей человеческой личности. Другое же его убеждений.

Если рассматривать грани социальной реальности человечества, то среди них можно в первую очередь увидеть стремление человека и даже целого народа, к власти. Стремление к власти – это инстинкт, который характерен для большинства видов животных, а не только для человека. Но человек превосходит их всех разнообразием способов и приёмов, которые он использует для реализации этого инстинкта. Рассмотрим некоторые способы, которые может использовать человек, имеющий инстинктивную предрасположенность властвовать над другими людьми. Здесь необходимо заранее сделать оговорку, что этот инстинкт присущ каждому человеку, хотя у различных людей он выражен не в одинаковой степени.

Существует пирамида значимости – власть это одно из приоритетных её проявлений. Но, даже раб может стремиться быть значимым для своего господина. Всё в этом проявленном мире имеет какую-то значимость. Поэтому те, которые стремятся властвовать, окружают себя соответствующими значимостями. Этими значимостями могут быть люди, так же стремящиеся к увеличению своей значимости, что может зависеть от стоящего у власти их господина. Вокруг трона такого господина (начальника, директора, министра, премьера, президента) возможна толпа рабов, например, журналистов, обеспечивающих значимость своего господина. И, конечно же, у любого властителя есть не только подвластные люди, ни значимая недвижимость. И всё это, суммируясь, может поднять значимость такого человека выше облаков. Хотя сам по себе человек, как личность, может быть пигмеем. В этой статье я не буду рассматривать намерения людей, поднявшихся к вершинам пирамиды власти. Моей целью является рассмотрение некоторых психологических особенностей человека, стремящегося к власти. При этом, человек может и не осознавать, что он стремится к власти, так как эта склонность может ограничиваться  стремлением преобладать при обычных социальных общениях. Но, преобладание – тоже власть, только незначительная.

Эти особенности у мелких людей проявляются в несущественных мелочах отношений с другими людьми. Но, к сожалению, мелочные люди не замечают своей мелочности и то, что другие воспринимают что-либо в человеческих отношениях не существенным, эти люди считают очень важным. У людей более крупного масштаба, психологические особенности инстинкта власти могут быть осознанны и проявления их могут намеренно регулироваться. Такие люди не допускают проявлений в себе мелочности при общении с другими людьми и при решении различных социальных проблем. Но. так как мелочных людей значительно больше, чем не мелочных, то рассмотрим, как проявляет себя инстинкт власти у этой категории людей. У других людей проявления инстинкта власти те же самые, только масштабы другие, и, как мы уже говорили, они могут сдерживать этот инстинкт.

Для реализации инстинкта власти используются разнообразные способы. Известно, что чувство вины всегда снижает в человеке его энергетический потенциал и повышает его  внушаемость перед человеком, который в чём-то обвиняет его. Возможно, эти обвинения яйца выеденного не стоят, но у каждого человека есть стремление быть перед другими людьми правым, правильным, безошибочным, поэтому он начинает доказывать свою правоту, или же, переходит в контрнаступление и в свою очередь делает замечание обвинителю по какому-либо поводу. Мы должны знать, что любые обвинения в чем-то, даже в самом малом, делаются «сверху вниз». И человек никогда в глаза обвинять не будет того, кто для него авторитетен, даже если есть причины для этого обвинения. Чем выше авторитет какого-либо человека, тем меньше людей, которые будут обвинять его в чем-то или же делать какие-то замечания даже «за его спиной». Инстинкт власти может побудить человека вступить в полемику с авторитетным человеком, и это может поднять его в глазах других людей, которые были свидетелями этой полемики и, одновременно повысит значимость того, кто отважился на эту полемику с общепризнанным авторитетом. Примером может быть Моська, которая храбро лаяла на слона. Кстати, слон выбрал наиболее правильную тактику общения с Моськой – он полностью игнорировал её. Такой же способ общения кота с поваром в басне Крылова – «кот и повар», в которой кот полностью игнорировал упрёки повара: «а Васька слушает да ест». Можно занять властную позицию по отношению к авторитету, и вообще к другому человеку, за их спиной, например, обсуждая слова и его поступки с другими людьми, и это так же будет повышать властную значимость тех, у которых властный инстинкт требует для себя соответствующей пищи. Нередко, для реализации своего властного инстинкта используется непрошеная, иногда даже навязанная помощь, что может у человека, кому эта помощь оказывается, вызвать состояние обязанности перед тем, кто эту помощь оказывал. Чувство долга всегда делает человека в какой-то степени зависимым от того, кому он должен. Можно подниматься по властной лестнице, заинтересовывая нужного человека, чем-то для него важным. Это не всегда легко сделать, так как у каждого человека свои приоритеты. Власть над другим человеком можно получить и создавая для него удобства и доставляя ему удовольствия, а иногда слёзы могут быть эффективным средством, чтобы добиться своей цели, но это средство чаще используют женщины и дети. Таким образом, наблюдая за людьми, мы можем понять их намерения, и конечно же, намерения свои собственные, если они прежде были неосознанными. Но в проявленном мире с его значимостями есть универсальные ценности, которые могут заменить почти все описанные здесь способы, при помощи которых можно получить власть над человеком – это деньги, сила и ложь. Но, конечно же, всё это не касается людей, идущих внутренним путём, потому что у них свои приоритеты.

А теперь рассмотрим одну из граней многомерного мира, частью которого является человек. Мы однажды уже говорили о том, что человек – многомерное существо, но в каждый момент своей жизни он взаимодействует с реальностью мира так, как будто он существо одномерное. Это можно сравнить с человеком, у которого многокомнатная квартира, но в каждый момент своего времени он может находиться только в одной из многих комнат. Он может переходить из одной комнаты в другую, но не может быть одновременно в двух комнатах или во всех одновременно.

Каждый человек – это многомерная вселенная, и каждый объект, с которым он взаимодействует, одновременно принадлежит и его вселенной и является частью вселенных других людей, которые видели этот объект или в настоящее время смотрит на него. Таким образом, предметы, которыми мы пользуемся или они находятся вокруг нас, по частоте своих вибраций созвучны каким-то планам сознания и являются своеобразными мостами между человеком и различными планами сознания. И если человек часто и долго пользуется каким-то предметом или системой, или часто общается с каким-то человеком, то это приводит к трансформации какой-то части человека, и что-то в нём становится, в какой-то степени,  подобным соответствующей вселенной. Книги, музыка и любой вид искусства – это окна в другие вселенные. И если человек часто использует их, то однажды он может «выпасть» в такое окно, что для человека становится захваченностью. К такого рода захваченностям можно отнести наркомании, влюблённость, ревность или захваченность какими-то видами деятельности. Захваченности возникают легко если есть соответствующие генетические предрасположенности. И если человек,  следуя своим захваченностям, продолжает направленную активность, то каждый раз, когда он повторяет реализацию своей захваченности, то он всё дальше «уходит от дома» своего прежнего мировоззрения. И однажды он не сможет «вернуться к себе домой» – он становится другим. При этом меняется не только его «дом», в котором действуют законы захваченности, но и и с прежним его домом, и с прежней его реальностью, он взаимодействует только через «окно». И та реальность, в которую он выпал «из окна» станет для него его основным домом.

И ещё, мы должны помнить, что каждая книга, которую мы читаем, является окном в другую реальность, связанную с другими планами сознания. И если мы вначале глядя в книгу, как через окно воспринимаем другую реальность, но углубляясь в чтение, мы однажды забудем о том, что читаем описание каких-то событий, мы уже в гуще этих событий и внутри нас возникают соответствующие эмоциональные состояния, и это время, когда происходит трансформация нашего сознания ума и витала в соответствии с теми событиями, зрителями, или даже участниками которых мы были.

На духовном пути очень важно быть подобным лучу и не отвлекаться в те события или те состояния, которые могут нас хоть в какой-то степени трансформировать, что создаст дополнительные, пусть даже незначительные, трудности в основной работе на духовном пути.

 

Опубликовано