Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВАРИАНТЫ ЕДИНСТВА

--

 

«Всякое большое и трудное предприятие  

заключает в себе своё разрешение.

Оно заставляет нас думать иначе,

чтобы его найти»

Нильс Бор

 

Мы меняемся, когда решаем свои проблемы, и наши изменения всегда соответствуют тем проблемам, которые мы решаем. Но каждый человек сходные проблемы решает по-своему, потому что все мы разные. Можно сказать, что направление решения проблем человеком зависит от уровня его сознания.

Существует человеческий спектр открытых планов сознания, каждый из которых является гранью личности человека. Эти грани мы называем субличностями, которых у каждого человека не одинаковое количество, да и спектр их может быть сдвинут или вверх, или вниз и всё это в пределах человеческого спектра открытых планов сознания.. И только одна субличность является для человека главной, определяющей его стремления и смысл его жизни. Все остальные грани личности человека только дополняют его основную грань. Конечно, структура личности во многом связана с наследственностью человека, но современные исследования генетиков показывают, что все интересы человека и усилия, направленные на удовлетворение этих интересов, соответственно, трансформирую генетическую систему человека. И тогда, мы должны будем согласиться с тем, что уровень сознания определяет направление стремлений человека и его интересов, и даже всей его жизни.

Структура личности любого человека состоит из противоположностей, в которых одна из них преобладает в большей или меньшей степени. Не существует абсолютно уравновешенных личностей, у которых противоположности находились бы между собой в уравновешенном состоянии. Здесь мы рассмотрим только одну пару противоположностей – раб и господин. Правда, одни психологические противоположности влияют на проявления  других противоположностей, но принципы их проявления и их взаимоотношений мы рассмотрим несколько позже. Нельзя рассматривать взаимоотношения людей между собой только как рабов и господ. И тем более между человеком и Богом. И когда мы читаем у Шри Ауробиндо, что он был бы рад быть рабом Бога, то эти его слова вызваны его бесконечным стремлением к единству с Богом, стремление жить и трудиться только для него одного, не требуя ничего взамен. В современных земных условиях, такая бесконечная преданность человека своему господину, может рассматривается как абсолютное рабство, в котором человек совершенно осознанно боготворит своего господина и преданно служит ему, независимо от отношения к нему его господина. Следовательно, идея беспредельной преданности так же имеет свои противоположности – на высочайших планах сознания она проявляет себя не только в единстве с Божественным и в радостном служении Ему, но и в бессмертии и ананде. В то же время преданность земному господину, означает сознательное служение сатане, который стоит позади каждого земного господина. Это означает постепенную полную деградацию человека, при которой не может быть и речи, ни о какой эволюции сознания. И это служение, делает совершенно бессмысленным существование человека на Земле, а всю работу Божественного напрасной. Но Бог поругаем не бывает…

На Земле существует много вариантов рабства, и один из них, который можно назвать основным, на фоне которого разыгрываются все остальные варианты рабства – это рабство тех, которые считают, что проявленный мир с его условиями и его значимостями – это место, предназначенное им судьбой, и здесь они должны создавать для себя благополучие на каком-то уровне социальной человеческой пирамиды. Желательно, чтобы этот уровень в пирамиде был повыше и для этого необходимо прилагать определённые усилия, направление которых зависит от уровня сознания человека. Хозяином этого мира себя считает дьявол, который однажды, искушая Христа, сказал ему, что если Иисус Христос, падши поклонится ему – дьяволу, то он даст ему эту власть. Практически, дьявол предлагал Иисусу Христу стать его рабом и выполнять волю дьявола, заплатив за это своим истинным предназначением на Земле.

Те люди, которые стремятся к материальному успеху на Земле и власти, получают всё это, становясь рабами дьявола. Шри Ауробиндо однажды сказал, что миром правят необходимости. И все в человеческой социальной пирамиде, снизу доверху используют все доступные им возможности, чтобы использовать необходимости, а иногда и преодолеть их, чтобы сохранить своё место в социальной человеческой пирамиде, а если возможно, то и подняться на её более высокий уровень. На самом деле через необходимости проявленного мира, человечеством управляет дьявол. Дьявол – это собирательное имя сил низшей природы, которые содержат в полном рабстве всё человечество. От этого рабства можно освободиться только став недоступным для влияния этих сил. Но при этом возникает почти непреодолимое препятствие – люди не знают, что они рабы и условия, в которых они находятся, для них привычны, так как они родились в этих условиях. И не осознают своё рабство ещё потому, что изначально они ничего не знают о реальной свободе и им не с чем сравнить своё положение в современном мире. К этому можно ещё добавить, что капитализм – это современная усовершенствованная рабовладельческая система, в которой рабы не знают, что они рабы, а рабовладельцы знают, что они – элита и вся система социальной пирамиды человечества живёт по тем правилам, которые выгодны элите, а не рабам. Но даже элита является рабами богатств, власти и в первую очередь рабами дьявола, который не позволит проводникам и исполнителям его воли уйти из-под его власти. Практически, всё человечество живёт в атмосфере, заполненной эманациями власти дьяволы, которая порождает множество вариантов захваченностей, превращающих людей в их рабов. И первая захваченность человека – это чувство собственной важности, в центре которого находится человеческое эго. Здесь можно вспомнить монолог Сатина из пьесы Максима Горького – «На дне», в котором он говорит, что «человек – это звучит гордо…». Человек ассоциирует себя со своим физическим телом, хотя на самом деле, тело это только функциональная часть человека, так же как его витал и ум, благодаря которым человек может функционировать в этом физическом мире. Истинный человек – это Психическое существо, живущее в глубине человека – позади его сердца. Сознание человека изначально было проводником намерений Психического существа, но в дальнейшем, эго прервало эту связь и направило сознание человека и, соответственно, его внимание в сторону проявленного мира с его значимостями. После этого не только сознание человека, но и его ум, витал и физическое тело стали выразителями воли сатаны (дьявола). И каждая значимость проявленного мира, к которым следует относить не только материальные блага, или власть, но и всевозможные идеи, а так же и виртуальную – возможную, информационную реальность, для человека, стали ловушками, оказавшись захваченным которыми, он становится рабом этих захваченностей. Будучи рабом любых захваченностей, человек, потакая им, не замечает, как они постепенно захватывают всё его существо, не оставляя достаточной опоры, чтобы однажды освободиться от них. И, кроме того, любая захваченность, даже если человек однажды освободится от неё,  оставляет в его генетических структурах соответствующий след, который при благоприятных обстоятельствах, может вызвать в человеке повторную волну прежней захваченности. И это при любых захваченностях, которые делают человека своим рабом. Захваченности – это более чем увлечение человека чем-либо или кем-либо, потому что они меняют личность человека, делая её склонной ко многим однотипным захваченностям. Примером могут быть наркомании, которые при отнятии одного наркотика легко приводят человека к полинаркомании.

Но каков может быть выход из, казалось бы, безвыходного положения? Человек может противостоять рабу в себе, только тогда, когда он осознает его. Для этого необходимо исследовать себя. Например, общаясь с человеком, вы можете осознать, что внутри вас есть стремление чем-то заинтересовать этого человека, потому что он вам нравится. Но может быть и другое внутреннее состояние, в котором вы осознаёте свою зависимость от человека, и при общении внутренне постоянно «оглядываетесь», стремясь к одобрению, а не  осуждение с его стороны. Вы как бы находитесь в рамках дозволенного, за пределы которых выйти не решаетесь, чтобы не испортить отношение этого человека к вам. Если внутри вас есть раб, то вы не делаете то, что вам хотелось бы сделать, идя наповоду у вашего внутреннего раба. Постепенно, стремление угодить этому господину нарастает, если вы потакаете своему внутреннему рабу. И вы начинаете угождать «господину» не только в больших делах, но даже в малозначимых, что приводит к тому, что ваш «господин» начинает всё больше презирать вас, считая вас «тряпкой». Вы, будучи рабом, живёте всю жизнь с оглядкой на своего господина, но никогда не получите от него благодарность, потому, что вы «тряпка» и ваша значимость для него равна нулю. И последняя фаза формирования в себе раба – вы привыкаете быть рабом, и это вас вполне устраивает. Потому что вам не нужно решать никаких проблем, которые за вас решает ваш господин. Возможно, Антон Павлович Чехов осознал свою зависимость от какого-то человека, или от каких-то людей и осознавая эту зависимость, в период её проявления, стремился не следовать её влечениям. А реализация любых влечений – всегда усиливает их. И однажды влечения станут непреодолимыми, и человек навсегда останется рабом. И даже если судьба человека так повернётся, что он потеряет своего прежнего господина, то он обязательно найдёт себе того, который бы господствовал над ним. То же самое может произойти и с господином – потеряв послушного ему раба, он будет в поиске адекватной замены утраченного раба. И однажды они найдут друг друга.

В земных условиях взаимоотношения людей чаще всего основаны на принципах раба и господина. Такой тип отношений может быть выражен в различной степени и во многих случаях устраивает обе стороны. Между людьми даже возникает дружба, любовь привязанности, они приобретают опору друг в друге, но всё равно, каждому из них не хватает состояния внутренней свободы – не свободы от другого человека, а свободы в единстве с ним. Это связано с тем, что в каждом из них есть элементы раба и господина, что является обязательной частью структуры личности каждого человека в этом проявленном мире, власть над которым дана сатане. Человеку необходимо подняться на более высокий уровень сознания, на котором власть сатаны в значительной степени уступает власти светлых Божественных сил. Чувство свободы возникает в человеке тогда, когда свет более высоких планов сознания заполняет его, и кроме того, он осознаёт созвучие с окружающей его реальностью мира.