Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ЕДИНСТВЕ ПРОЯВЛЕННОГО И НЕПРОЯВЛЕННОГО часть 2

Петр Зорин

2020-06-11

 

Низшая природа стремится к тому, чтобы сделать человека послушным исполнителем её воли. Для этого она создала для него пределы необходимостей, которые ограничивают не только его мировоззрение, но и способы его взаимоотношений с реальностью проявленного мира; и, кроме того, низшая природа ограничила пределы интересов и стремлений человека значимостями проявленного мира, и  всё его внимание сосредоточила на проблемах связанных с существованием во внешнем мире, ограничивая его возможности самопознания. Всё это привело к тому, что смыслом жизни человека стало его стремление к внешнему материальному благополучию, собственной безопасности и получению удовольствий. Этим самым низшая природа превратила человека в цивилизованное животное.

Эго, которое определяет поведение человека и его взаимоотношения с реальностью мира, проявляет себя не только в человеке, но и в животном мире. Приведу соответствующих два примера. Однажды я увидел на ветке куста смородины двух сражающихся друг с другом рогатых жуков. Действительно мирно разойтись на такой узкой «тропе» двум крупным жукам очень трудно. И в то же время удержаться в таких стеснённых условиях в отчаянной борьбе – не менее трудно. И жуки свалились на землю. И, кажется, земной шар велик, место для двух жуков всегда найдётся, и каждый из них теперь может идти по своим делам в нужном для этого направлении. Но жуки, забыв о своих прежних намерениях, которым они следовали перед этой роковой встречей, снова ринулись в бой. Однажды биологи, исследовавшие в одном из обезьяньих заповедников поведение обезьян, посадили вожака стаи в клетку. Его место тут же занял один из молодых самцов, который воспользовавшись вакантным местом, тут же присвоил оставшийся беспризорным гарем, и с успехом заменил, находящегося в неволе хозяина осиротевшей стаи. Вожак был свидетелем происходившего безобразия в его гареме, но ничем этому противостоять не мог, и получил инфаркт. Таким образом, низшая природа создала насильственное единство с человеком, и этим самым сформировала условия, при которых он должен стремиться к свободе от этого насилия. А это возможно только в том случае, если сознание человека будет превосходить сознание низшей природы. Таким образом, земной проявленный мир создан для человечества совсем не для того, чтобы оно «плодилось и размножалось» и «владычествовало» над всем земным миром, но для того, чтобы оно (человечество) следовало своему духовному предназначению.

У Бога нет ничего лишнего, избыточного или неопределённого в той реальности, которую Он создал из самого себя или, как говорил Шри Ауробиндо: «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». «Стал всем этим», в том числе и человеком, для того, чтобы его Божественная работа была сделана. Следовательно, Божественная работа в Его стремлениях к всё более высокому совершенству, должна выполняться человеком. Не напрасно Шри Ауробиндо говорил, что «эта Йога не для человека, но для Бога».

Для того, чтобы человек полностью посвятил свою жизнь Божественной работе, от него требуется  полная сдача себя в руки Божественной Матери – это в идеале. Но на начальных этапах своей духовной работы, человек часть своего времени будет посвящать близким для него людям, но, постепенно увеличивать сдачу Божественной Матери, пока, однажды, вся его жизнь будет пожертвована Божественной работе. При этом человек не должен понимать свою жертвенность, как милость, которую он оказывает Божественному. Такая позиция к духовной работе не имеет никакого отношения. Духовный искатель должен помнить, что он сознательный сотрудник Божественного в его великой, бесконечной работе. При этом, в судьбе человека произойдут интересные изменения: Если прежде, когда его судьба не была связана с Божественной работой, то вся она контролировалась низшей природой; но если  человек посвятит свою жизнь духовной работе, то Божественная Мать будет постоянно создавать для него те ситуации, которые будут показывать ему его несовершенства, на которые он должен будет обратить своё внимание и в дальнейшем работать над ними. Он должен помнить, что абсолютно все возникающие обстоятельства, которые хоть в чём-то касаются его, являются для него Божественной милостью, потому что Божественная Мать взяла его духовную судьбу в свои руки.