НЕМНОГО О СОСРЕДОТОЧЕНИИ ВНИМАНИЯ

 

Существует несколько разновидностей внимания – внешнее и внутреннее, осознанное и неосознанное. И есть ещё более глубокое внимание, которое почти всегда не осознаётся человеком – это внимание можно сравнить с руслом реки намерения, определяющем извилистые пути человеческой судьбы – это внимание намерения жизни. Оно является источником внешнего и внутреннего внимания, и оно определяет захваченности человека, которые заполняют своим содержанием намерение жизни. На Земле нет ни одного человека, который не находился бы под влиянием захваченностей. Основной захваченностью для подавляющего большинства людей на Земле является захваченность значимостями проявленного мира, которая в свою очередь, состоит из более мелких захваченностей повседневности, а те, в свою очередь ещё более мелких, которыми заполнен каждый день. Степень захваченности при этом может быть различной в зависимости от интенсивности эмоционального состояния, которое сопровождает любую захваченность.

Большинство людей не думают о том, чему они посвящают всю свою жизнь, но в любом случае их захваченности соответствуют какой-либо идее.

Всё в мироздании имеет свои противоположности: Ишвара и Шакти, высшие и низшие планы сознания, жизнь и смерть, радость и страдание и т.п. и даже субличности у каждого человека разделены на две группы – одна из которых находится в подчинении тамасичной личности, а другая – раджасической личности. Да и физическое тело человека сплошь состоит из противоположностей. И очень важно, что все эти противоположности не симметричны – преобладает та, в каком направлении идёт процесс, эволюция или деградация. Можно даже предполагать, что извилистый путь человеческой судьбы имеет такую форму, потому что в его формировании участвуют противостоящие друг другу силы, например, добра и зла, тамаса и раджаса, жизни и смерти и т.п. Каждая из них однажды начинает преобладать над другой, что, вполне возможно, изменит и форму пути человеческой судьбы. Но, в действительности, извилистый путь человеческой судьбы состоит из последовательно приобретаемого жизненного опыта, части которого могут находиться в разных местах и при различных обстоятельствах. Этот опыт в первую очередь необходим для роста Психического существа, воплощённого в человеке. Конечно, жизненный опыт необходим и человеку, так как он в значительной степени трансформирует его сознание. Следовательно, сами по себе силы добра и зла низшей природы могут и не знать о том, что они участвуют в формировании человеческой судьбы и росту опыта Психического существа, что однажды приведёт к радикальным изменениям человеческой судьбы. Для них важно привязать человека к значимостям проявленного мира и сделать его исполнителем своей воли. И это они могут сделать, управляя его вниманием. Все вещи этого проявленного мира созвучны многим планам реальности мироздания. И когда человек достаточно часто или длительно фиксирует своё внимание на каких-то значимостях проявленного мира, то постепенно эти значимости навязывают ему частоту своих вибраций и, соответственно, тем планам сознания, которые созвучны этим значимостям. Это одна из причин отвлекаемости человека от какой-то его основной работы. Силам низших планов сознания легче управлять человеком, если его внимание не сосредоточено на работе, которая соответствует его осознанному намерению. И они, эти силы, подсовывают человеку какие-то свои мелкие интересы, и этим самым, овладевают его вниманием, делая этого человека зависимым от их влияния.

Но не кажется ли странным пишущему эти строки и тому, кто читает их, зачем им всё это нужно? Одному писать, другому читать – и всем им хочется знать то, что для их жизни не так уж и важно. В знаниях о смысле жизни, к которым они стремятся, нет ничего необходимого для выживания в этом проявленном мире. И даже то необходимое, без которого выжить в этом мире невозможно, некоторые люди приобретают в количествах в тысячи раз больших, чем это действительно необходимо. Что побуждает людей стремиться к тому, что не является для них жизненно необходимым? Более того, эти стремления, не являясь необходимыми для выживания, становятся для них смыслом их жизни – богатый стремится увеличить своё богатство, и для этого жертвует многими человеческими качествами, а имеющий власть стремится к власти абсолютной, возможной для него. Существует ещё множество других стремлений, которые бесконечны по своей сути, и которые человек не может полностью удовлетворить никогда. Любые стремления человека, которые только увеличивают его собственную значимость, не ведут к росту его сознания, но только ещё крепче привязывают его к материальным значимостям этого мира. Особенно опасными являются стремления к абсолютной власти. Абсолютная власть возможна только над абсолютным рабом – манкуртом – человеком, лишённым воли. Мы однажды говорили о том, что человек-обыватель находится под влиянием обстоятельств проявленного мира и созвучен ему. При взаимоотношениях человека и проявленного мира с его значимостями, побеждает тот, чьё влияние по своей интенсивности преобладает. И, конечно же, влияния внешнего мира, в котором в соответствии с желанием, стремящихся к абсолютной власти, будет преобладать количество рабов – манкуртов над теми, кто управляет ими, будет более интенсивно, что обязательно изменит личности и тех, которые считают себя владыками мира, и сделает их подобными их рабам-манкуртам. Не напрасно, врачам-психиатрам к зарплатам приплачивают «за вредность». Эта вредность проявляется в том, что врачи, ежедневно общаясь с больными, психика которых отличается от психики нормальных людей, постепенно сами теряют пределы психологической нормы и выходят за её пределы в своих взаимоотношениях с естественной реальностью мира.

И невольно, настойчиво возникает вопрос: для чего человеку нужны те знания, которые не способствуют его выживанию, но рождают в себе ещё большее количество вопросов, которые так же требуют для себя соответствующие ответы? Более того, эти вопросы и ответы на них, которым он посвящает свою жизнь становятся для человека смыслом его жизни, и ради которых он – человек, в некоторых случаях может пожертвовать своей жизнью. Мы уже однажды говорили о том, что реальность Мироздания Бог создал из самого себя. Некоторые даже говорят, что Бог пожертвовал собой ради всего сущего в Мироздании. Но это совсем не так, хотя люди и всё сущее в Мироздании, являются частями его великого тела и океана его сознания. Бог ничем не жертвовал, но «сам стал всем этим» (Шри Ауробиндо). Следовательно, все человеческие стремления и любые формы взаимоотношений с другими людьми и реальностью мира – всё это части стремлений Бога. Обыватель может спросить:

– Что, и все сатанинские проявления – это тоже стремления Бога?

– Всё Мироздание с его мирами мрака и страданий и мирами света радости и блаженства – это всё части Божественного, необходимые в его бесконечной работе. Однажды один из учеников Шри Ауробиндо во время беседы, спросил своего учителя:

– Значит у Бога две руки: одна – чёрная – шлёпает, а другая – белая – гладит? – На что Шри Ауробиндо ответил утвердительно.

Так как мы – люди, являемся частями Бога, то в каждом из нас так же есть, как тёмная, так и светлая части. И так же, как эти части необходимы для работы Бога, так же они нужны и для человека, идущего внутренним путём, потому что принцип работы Бога и человека – одни и те же, и на чём человеческое внимание сосредоточено, то и раскрывается в нём и даже может захватить его, если он сосредотачивается, не имея намерения – исследовать объект своего сосредоточения. Внешнее внимание скользит по проявленной реальности мира, который является для человека материальной определённостью – его «не я», с которой его «я» взаимодействует. Внутренний мир – мир чувственный, определяющий степень значимости объектов внешнего мира, на которых сосредоточен человек, и даже на проявлениях добра и зла. Поэтому, в человеке, идущем внутренним путём, должна быть хорошо выражена способность к различению, без чего невозможна не только внутренняя работа, но и способность человека, при необходимости, делать правильный выбор при взаимоотношениях с внешней реальностью мира. С внешним и внутренним вниманием тесно связана память, благодаря которой отдельные элементы, воспринимаемые внешним и внутренним вниманием, соединяются в целостную последовательность информации, ведущую к пониманию общей картины воспринятой реальности мира, и целенаправленной деятельности человека.