Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ В ДУХОВНОЙ РАБОТЕ часть 2

--

 

Существует два полюса вечности – один из них является «вечностью небытия и страданий», другой – «вечностью бытия и ананды». Между ними располагается спектр жизни, имеющей своё начало и свой конец. Причём, те планы сознания, которые расположены в нижней и верхней частях спектра, примыкающего к полюсам вечности небытия и вечности бытия, содержат в себе формы жизни, имеющие большую продолжительность жизни, а те, что расположены ближе к центру планов сознания низшей сферы, имеют продолжительность жизни значительно меньшую. Мать говорила, что «человечество живёт в сумеречных мирах» т. е. Между мраком низших миров и светом миров Верховного разума.

Здесь следует сделать некоторые пояснения. Когда говорится о мирах мрака и страданий, то слово «мрак» – это только метафора. Под мраком понимаются низкие вибрации этого плана сознания, которые человек воспринимает как очень глубокие и интенсивные страдания, захватывающие всё его существо, которые не оставляют ему никаких надежд на лучшее будущее. И это состояние безысходности человек переживает как страдания, которым не было начала и никогда не будет конца. Человек при этом действительно захвачен атмосферой вечности небытия, переполненного страданиями. Но это только восприятия человеком самого низкого плана сознания, граничащего с вечностью небытия. Даже на самых низких планах есть солнце, дни и ночи, и присутствуют какие-то формы жизни, но всё это не уменьшает интенсивность страданий, так как вибрации этого плана сознания заполняют всё человеческое существо. При этом, у витальной души человека нет даже искры надежды на освобождение от бесконечно мучительных страданий, и нет никаких способов прервать это бесконечно мучительное состояние. У витальной души человека посмертно нет никакого выхода, она обязательно попадёт на тот план сознания, по законам которого этот человек часто поступал при жизни. Человек при жизни находится под влиянием многих планов сознания, и те из них, под влиянием которых он находился чаще всего, определяют на каком плане сознания окажется его витальная душа после смерти физического тела.

Но прижизненные страдания человека не обязательно связаны с влияниями низких планов сознания, они могут возникать и при сострадании к другим людям или животным и ещё кому угодно. Человек может сострадать даже преступнику, который не осознаёт последствий того, что он делает. И эти страдания захватывают человека под влиянием высоких планов сознания. И если человек уйдёт из жизни, неся в своей витальной душе подобные страдания, то она, его витальная душа, отправится в более высокие и светлые планы сознания. Умереть за родину, будучи патриотом своей страны, погибнуть ради высокой идеи или спасая кого-то – это даёт крылья витальной душе человека, которые вознесут её в высокие планы сознания низшей сферы миров.

Для человека низшая сфера планов сознания является своеобразной лестницей, по которой он может подниматься, идя внутренним духовным путём. И чем выше по планам сознания поднимается человек, тем большее количество измерений (планов сознания) становятся доступны ему.

В духовной практике есть важная особенность, о которой мы не говорили прежде. Мы знаем, что в духовной практике планы сознания для человека открываются синхронно, т. е. когда открывается более высокий план сознания, то одновременно с этим человеку становится доступным и соответствующий более низкий план сознания. Это понять можно, так как в человеке, идущем внутренним путём, не должны преобладать планы низкого сознания. Но, в то же время, «Свидетель», формирующийся в сознании, должен иметь ту структуру его личности, которая соответствует его прежней целостности, но на более высоком уровне сознания. Мы помним, что более высокие планы сознания, которые стали доступны человеку, преобладают в своих влияниях над противоположными им планами сознания. Поэтому, чем выше по планам сознания поднимается человек, тем более доступными для него становятся соответствующие более низкие планы сознания. И, кажется, что высокие и низкие планы сознания, будучи открытыми, должны нейтрализовать друг друга, и человек при этом останется неизменным. Но на внутреннем пути очень многое зависит от направленности человеческого внимания и от намерения духовного искателя. Если человек открыт более высокому плану сознания, что он осознаёт как присутствие в себе глубокого покоя или даже состояние ананды, то всевозможные влияния низких планов сознания не могут реализовать себя во внешнем мире. Это связано с тем, что постоянное исследование и осознание своих внутренних состояний становится для человека естественным состоянием. Он одновременно осознаёт не только внешний мир при своих взаимоотношениях с ним, но и одновременно ответные внутренние реакции на эти внешние взаимодействия. Прежде внешнее и внутреннее внимание функционировали как одно целое, с преобладанием внешнего внимания, поэтому человек не осознавал своих внутренних ответных реакций. Но так как осознание внутренних реакций эго и всевозможных эмоциональных состояний снижает их возможность реализовать себя во внешнем мире, используя для этой цели человека, то одновременное открытие высоких и низких планов сознания завершается преобладанием высоких и ослабления и даже полного угасания влияний низких планов сознания. И тогда сознание человека, не сдерживаемое влияниями низких планов сознания, полностью переходит на следующую ступень в спектре миров.