Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ В ДУХОВНОЙ РАБОТЕ часть 1

--

 

Любая внешняя деятельность человека становится возможной только тогда, когда ей предшествует внутренняя модель этой деятельности. Но на одни и те же внешние обстоятельства, диктующие необходимость определённых действий, внутри человека могут формироваться различные модели реакций, в зависимости от его предшествующего эмоционального фона и имеющегося опыта. Когда Шри Ауробиндо говорил: «Исследуйте себя беспощадно», то он имел в виду не только исследование своих различных эмоциональных состояний, возникающих в ответ на внешние обстоятельства, но в действительности, на любые внешние влияния человек внутренне реагирует интегрально – всем своим существом. Если он в ответ на внешние влияния, например, в беседе с кем-либо, должен что-либо сказать, то эта фраза или слово формируются в нем за мгновение до того, как он их произнесёт. При этом всё, что человек говорит, обязательно сопровождается соответствующим эмоциональным состоянием – если быть более точным, то исследуя свои внутренние состояния, мы можем обнаружить, что эмоциональная составляющая внутренней речи, всегда предшествует формированию модели фразы или слова, которые в дальнейшем произнесёт человек. Исследуя свой внутренний мир, человек осознаёт, что его внутренняя речь не растянута во времени, но возникает подобно вспышкам вместе с её эмоциональной составляющей. При этом, смысл внутренней речи воспринимается человеком без искажений. И, кроме того, «Свидетель», с позиций которого происходит осознание внутренней ответной реакций человека, осознаёт цель и последствия внутренней речи человека или каких-то его действий. Это даёт возможность человеку или воздержаться от внешней речи или каких-то действий, или же изменить их содержание. Но, чтобы это стало возможным для человека, он должен отделить внешнее внимание от внутреннего, что может произойти только в тех случаях, когда он будет настойчиво стараться осознавать внутренние состояния, сопровождающие любую внешнюю деятельность и любые внешние обстоятельства не задним числом, а в момент самих событий. И, кроме того, человеку необходимо при этом иметь высокую восприимчивость. Высокая восприимчивость – это не только способность воспринимать слабо выраженные внутренние состояния, но при этом важна и скорость восприятия. Необходимость этого качества восприятия связана с тем, что различные побуждения в человеке могут возникать мгновенно и человек должен успеть осознать их смысл и направленность, и даже результат, к которому они могут привести. В связи с недостаточно выраженной восприимчивостью, человек не может осознать, что любые эмоциональные состояния, какая бы степень их выраженности ни была, любые побуждения и любые ответные реакции человека при общениях с другими людьми, или какими-то влияниями на него внешних обстоятельств, всегда сопровождаются знаниями их цели и результатов, которых эти внутренние реакции могут вызвать во внешних условиях. При этом у человека появляется возможность изменить свои внешние реакции. К тому же, наблюдаемые человеком внутренние состояния, в результате влияния потока внимания, идущего от «Свидетеля», в значительной степени теряют свою силу. И это даёт возможность человеку менять интенсивность и направленность своих внешних реакций.

И, конечно же, всё это становится возможным, если человек имеет достаточно глубокий внутренний покой и неподвижность, что само по себе уже в значительной степени повышает осознанность и восприимчивость.

Повышенная восприимчивость связана не только со стремлением человека осознавать различные, даже слабо проявленные, внутренние состояния, в процессе его взаимоотношений с внешним миром, но в ещё большей степени зависит от выраженности состояния внутреннего покоя человека, который формируется в нём по мере исследования им всевозможных внутренних состояний и реакций. Дело в том, что для осознания многогранных особенностей исследуемых состояний, человек должен быть внутренне максимально неподвижным, и только на фоне этого внутреннего покоя можно воспринять и осознать многие качества и даже намерения возникающих состояний. Например, человек может осознать цвет и упругость эмоции, место её возникновения и направление её движения, её индивидуальность и её намерение. Обычно эмоции стремятся подняться в область ясного сознания человека, заполнить её и сделать человека исполнителем своей воли. Да, любая эмоция и даже эмоциональное состояние имеют свою индивидуальность и волю.

Планы сознания следует рассматривать как великие сущности, имеющие свою индивидуальность волю и власть, и каждый план сознания имеет своё намерение, предназначение и волю, направленную на реализацию своего предназначения. Но для того, чтобы все живые и неживые структуры, входящие в состав планов сознания, соответствовали их предназначению, необходимо, чтобы индивидуальная воля этой великой сущности (плана сознания), управляла и контролировала всем сущим, входящим в его великое тело.

Конечно же, при этом может возникнуть вопрос: для чего существуют такие одномерные вселенные (планы сознания), в которых всё «звучит» в одной октаве? Возможно, и природа на таких планах сознания очень бедная, не то что на планете Земля, на которой многие планы сознания представлены какими-то формами жизни. Здесь можно вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что планы сознания низшей сферы миров – не эволюционирующие. Здесь можно вспомнить о некоторых одномерных формах жизни на земле, которые являются представителями одномерных планах сознания. Однажды в куске янтаря был найден комар идентичный комару современному, который попал туда триста миллионов лет тому назад. Акулы, подобные современным видам уже плавали в океанах Земли более ста пятидесяти миллионов лет тому назад. И таких форм жизни, которые остались неизменными по настоящее время, и уже многие сотни миллионов лет назад плавали в древних океанах Земли, много. Одномерные существа не могут эволюционировать, так как их генетическая система не способна воспринимать вибрации других планов сознания. Если говорить о человеке, то, несмотря на то, что в каждый момент своей жизни он действует как одномерное существо, он способен в результате своей внутренней работы воспринимать вибрации других планов сознания и даже быть трансформированным в соответствии с теми планами сознания, которые он воспринимает. Можно сказать, что вся система планов сознания низшей сферы существует ради реализации человеком его эволюционных возможностей, но это будет мнение обывателя. Шри Ауробиндо однажды сказал, что «эта йога не для человека» – он имел в виду, что Интегральная йога не для человека, а для Бога. Человека в Мироздании можно сравнить с клеткой в организме человека, которая работает не для себя, а для всего организма. Человека и всё сущее в Мироздании не следует отделять от Бога. Всё в каждой вселенной и все вселенные в Мироздании – это части Бога, и каждая из этих частей насколько бы великой или малой она ни была, выполняет своё предназначение, необходимое для вечного бытия Божественного.