Стремления человека к знаниям и любая его деятельность – в действительности, это стремление познать самого себя. Можно представить всю реальность Мироздания в виде бесконечного поля, разделённого на зоны познания. Среди них есть места, поверхность которых грубая, и изобилующая всевозможными опасностями. Есть более высоко расположенные места, приятные для глаза и безопасные для тела. И есть ещё более высокие места с прекрасными лугами, покрытые зелёнными травами и обильно украшенные всевозможными благоухающими цветами. И всё это пронизано информационными миражами, заманивающими человека всевозможными обещаниями и соблазнами.
Соблазн – это приятный для человека указатель направления, в котором он должен проявлять свою активность. Но соблазном может быть и необходимость, принуждающая человека к определённой направленной активности, или же напротив, отвлекающей от определённой активности. Но в любом случае, соблазн может быть эффективным только тогда, когда человек осознанно или не осознанно даёт согласие на реализацию этого соблазна.
Люди на этом бесконечном поле Мироздания, находятся в тех его зонах и на тех участках, которые соответствуют их предназначениям. Поэтому, для них наиболее важными являются те знания и та деятельность на путях самопознания, которые соответствуют их месту на этом поле Мироздания. И можно сказать, что каждый человек, начинает путь самопознания с того места, которое он занимает на этом поле в данное время. И расширяя пространство самопознания, он не может «перешагнуть» ещё непознанное им, которое только потенциально является его частью, но пока ещё не осознанно им. Любая внешняя деятельность человека на путях самопознания, удерживает в человеке соответствующие этой деятельности эмоциональные состояния. И в то же время, эмоциональные состояния побуждают человека к соответствующей деятельности.
Сама по себе деятельность человека трансформирует его физическое тело и формирует структуру его автоматизмов, которые включаются внешними необходимостями. Любая деятельность человека всегда сопровождается соответствующими эмоциональными состояниями и образами, содержащими в себе всю динамику процесса деятельности.
Но, если мы внимательно присмотримся к нашей деятельности во внешнем мире, то увидим, что даже будучи осознанной, она в целом состоит из автоматизмов, которые могут быть по своей структуре простыми и сложными. И осознанность человеком своей внешней деятельности, проявляется только при объединении уже существующих автоматизмов. Здесь можно вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что «миром правят необходимости». Тогда быть сознательным в своих делах – это осознавать внутреннюю динамику соединения автоматизмов в одну осознанную цепь направленных действий, которые диктуются необходимостями, определяющими цели этих действий.
К каждому следующему своему шагу на путях самопознания, человек должен быть внутренне готов к нему, без чего никакое движение человека на путях самопознания невозможно. Внутренняя готовность формируется в процессе активной работы человека по самопознанию. Обычно человек-обыватель не знает, что вся его деятельность в проявленном мире – это познание им самого себя. Ещё одной особенностью человека, неосознанно идущего путём самопознания, является ограниченность его интересов в том направлении, к чему он внутренне еще не готов. Состояние полной внутренней готовности может быть только интегральным, когда в человеке к предстоящей деятельности готов ментал, его витал и его физический ум.
Но на путях самопознания могут быть и захваченности, каким-то состоянием и, соответственно, какой-то деятельностью. В период захваченности человек из многомерного существа становится одномерным и тогда у него исчезает возможность выбора, отсутствует критическое отношение к своим словам и реакциям, к своим мнениям, которые могут быть результатом захваченности. Но захваченность человека может быть и системой, что делает его двумерным существом. И в первом, и во втором случае захваченность не осознаётся как насилие или несвобода, но вполне естественным состоянием, а условия, в которых эта захваченность реализуется – единственно возможными. Сам процесс захваченности нельзя назвать ни хорошим, ни плохим, потому что всё зависит от того, чем человек захвачен. Большинство людей на Земле захвачены значимостями проявленного мира, и, поэтому, их можно назвать двухмерными существами. Одно, двух и многомерность человека определяется не пространственно, так как все мы живём в трёхмерном пространстве проявленного мира, но своей направленностью и возможностью выбора своей деятельности, цели своей жизни, обстоятельств, отношений и т.п. Для одномерного существа или в нашем случае – человека, выбор невозможен, так как объект, вызвавший в человеке состояние захваченности. Но даже осознавая свою захваченность, человек очень часто не имеет достаточно выраженной силы воли, чтобы противостоять этой захваченности.