Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СООТВЕТСТВИЯХ ПЛАНАМ СОЗНАНИЯ

--

 

Шри Ауробиндо однажды сказал, что Мироздание содержит в себе миллионы вселенных. Конечно, никто не считал, сколько планов сознания находится в Мироздании, и «миллионы вселенных» – это «множество вселенных». Он не имел в виду те вселенные, которые каждый человек и каждое живое существо носят в себе, так как живых существ в мироздании неисчислимое множество – только людей на Земле в пределах восьми миллиардов, я уже не говорю о других формах жизни, населяющих нашу планету, каждая из которых имеет внутри себя свою вселенную, соответствующую своему предназначению. И все эти планы сознания одновременно присутствуют в каждом человеке на уровнях сознания, подсознания и несознания. И каждый из этого множества планов сознания, имеющих свою индивидуальность, проявляют себя в человеке как субличности, индивидуальности которых соответствуют индивидуальностям планам сознания мироздания. Но не следует думать, что те субличности, которые находятся на уровне подсознания и несознания закрыты и неактивны – они постоянно воздействуют на осознанную часть кокона сознания человека различными эмоциональными состояниями, этим самым влияя на отношение человека к реальности мира и взаимодействие с ним.

Шри Ауробиндо говорил, что «все возможности человека должны быть открыты», но возможности проявляют себя через субличности, которые созвучны соответствующим планам сознания, воздействующих на человека через чакры. И не только известных семи основных чакр – Шри Ауробиндо говорил, что есть чакры и ниже Муладхара-чакры и выше Сахасрара-чакры. А у человека-обывателя в полной мере открыты только те, которые находятся в области его осознанной активности в проявленном мире. И даже эта малая часть спектра планов сознания в значительной мере ограничена привязанностями человека к значимостям этого мира. Но, «все возможности должны быть открыты», что может привести к хаотичному восприятию человеком реальности проявленного мира и неупорядоченному взаимоотношению с ним. В таком случае никакое выживание человека в проявленном мире становится невозможным, потому что восприятие человеком реальности проявленного мира потеряют свою определённость, и взаимоотношения с ним станут неадекватными. Кроме того, любые планы сознания, создают в человеке соответствующий этим планам эмоциональный фон, определяющий отношение человека к окружающей его реальности, и это, конечно же, влияет на способ его взаимодействия с этой реальностью, что в ещё большей степени усугубляет неадекватность человека при взаимоотношениях с окружающей его действительностью. Тогда, что имел в виду Шри Ауробиндо, когда сказал, что «все возможности в человеке должны быть открыты»? Обычно в человеке открыты те возможности, которые соответствуют его предназначению в этом мире. тогда они должны быть все открыты только у духовных искателей. Дело в том, что в человеке активны те возможности, на которых сосредоточено сознание человека. Известно, что внимание человека является тем каналом, по которому различные состояния проникают в его существо, и со временем, эти состояния могут в такой степени усилиться, что захваченный ими человек может стать исполнителем воли этих состояний. И это понятно, так как каждая субличность, не только соответствует созвучному ей плану сознания, но и имеет адекватную этому плану сознания индивидуальность, которая всегда стремится реализовать себя в реальности проявленного мира. Прежде мы уже говорили о том, что каждая возможность в человеке состоит из двух противоположностей, и когда раскрывается план сознания, имеющий высокие возможности, то одновременно с ним раскрывается тот план сознания, через которого в человеке открываются возможности, имеющие низкие вибрации сознания. Но, как здесь уже было сказано, что внимание человека является каналом, по которому в человека поступают те вибрации сознания, на которых этот человек сосредоточен. В то же время, этот человек невольно отворачивается от вибраций противоположных. Например, когда человек сосредоточен на позитивном, то в этот период у него прерывается связь с негативным. И если человек в течение длительного времени следует духовному намерению, то постепенно всё его существо приобретает более высокие вибрации сознания, и тогда он, не прилагая усилий, отворачивается от всего, что содержит в себе вибрации низкого сознания, что, в конечном счёте, повышает в человеке состояние внутреннего покоя и неподвижности, что соответствует более высокому плану сознания. Следовательно, длительная работа в системе Интегральной йоги повышает уровень сознания человека и, этим самым, защищает его от всевозможных сил низших планов.

Большинству людей известен древний символ – змея кусает свой хвост. Это единство противоположностей, начала и конца, жизни и смерти и др. Когда мы говорим о низшей сфере миров, то так же имеем в виду это единство – самые низкие планы сознания, которые мы иногда называем мирами мрака и страданий, смыкаются с планами Верховного разума, которые для нас ассоциируются с мирами света и радости бытия. Шри Ауробиндо ушёл на план Верховного разума, или план богов, через миры мрака и страданий. И, конечно же, он был недоступен силам низших планов сознания, так как сознание всех частей его существа имело вибрации более высоких планов сознания низшей сферы миров. Можно даже предполагать, что восхождение на планы Верховного разума через нисхождение в миры мрака и страданий, таило в себе меньше проблем, чем в том случае, если бы Шри Ауробиндо, после того, как оставил своё физическое тело сразу стал бы подниматься по спектру планов сознания на план Верховного разума. В таком случае силы более высоких планов сознания, предшествующие плану Верховного разума, пытались бы задержать его на своих планах за те его части, которые по частоте своих вибраций соответствовали этим планам сознания. И таких препятствий не было на пути к плану Верховного разума, идущему через миры мрака и страданий, так как все вибрации этих низких планов были Шри Ауробиндо трансформированы.

Мы здесь говорили о том, что спектр планов сознания и спектр субличностей человека созвучны друг другу. Но во всём этом спектре только некоторые планы сознания и, соответственно, субличности соответствуют осознанной части сознания человека. в спектре планов сознания эта осознанная часть представлена только некоторыми частями этого спектра. Причём, осознанная человеком часть этого спектра у различных людей – не одинакова – у одних она располагается выше, что в значительной степени влияет на личностные особенности этих людей и их взаимоотношения с реальностью мира. одними из проявлений этих особенностей является чувство справедливости, сострадания и жертвенности. Другая же, большая часть человечества, в спектре планов сознания занимает более низкую позицию и, соответственно, в проявленном мире с его значимостями руководствуется идеями выгоды, привязанностью к материальной реальности и стремлениям к власти. Чем выше в спектре планов сознания находится человек, тем в большей степени выражена вероятность проявления в нём духовных интересов. Познание реальности мира во всей полноте, для человека становится возможным только тогда, когда «оркестр» субличностей будет играть одну и ту же мелодию. К сожалению, это возможно только для немногих людей, тех, которые идут духовным путём. Шри Ауробиндо сказа, что «у человека, идущего путём Интегральной йоги», все возможности должны быть открыты, т.е., все планы сознания и, соответственно, все субличности должны быть осознанны. Но, в связи с тем, что большинство субличностей человека привязаны к всевозможным значимостям проявленного мира, то они не контролируются человеком, но силами тех планов сознания, которые через всевозможные значимости проявленного мира используют человека для своей реализации. Это они постоянно отвлекают человека на что-то несущественное в реальности этого мира, представляя это человеку, как что-то важное и интересное, и, часто, как необходимое. И человек не может противостоять этим соблазнам и выйти из тупиков значимостей проявленного мира. Он бы легко мог противостоять соблазнам, если бы его субличности были бы под его полным контролем. В тех случаях, когда какая-то из субличностей соблазняется влияниями низшей природы, человек отвлекается от какой-то важной для него работы, в которой принимала участие подконтрольная ему субличность, в результате возможности человека в его взаимоотношениях с реальностью мира или на путях познания в значительной степени снижаются, и существенная часть времени жизни теряется впустую. Каждая субличность – это грань личности человека и все они должны быть осознанны человеком и служить ему.

Для  того, чтобы это однажды произошло, человек во время побуждения отвлечься должен не позволить, чтобы это произошло и сосредоточившись, продолжать ту основную работу, которую он выполнял. В этом случае, субличность, прежде независимая от его воли и намерения, и подчинявшаяся соблазнам внешнего мира, постепенно будет приобретать те частоты вибраций, которые необходимы для выполнения человеком нужной для него работы. Если это бизнесмен, то подсоединённая к этой работе субличность расширит возможности этого человека в тех работах, которые соответствуют его интересам. Если это человек, идущий духовным путём, то субличность, прежде независимая от его воли, увеличит его возможности на духовном пути. Каждая из субличностей таким образом подсоединённая к намерению духовного искателя, в период включения в устремлённость человека на внутреннем пути, осознаётся человеком как озарение, при котором приходит понимание прежде непонятного, открываются новые интересы, соответствующие устремлённости человека, возрастает глубина и длительность концентрации на осознанно выполняемой, важной для духовного искателя работе. И если человек будет настойчив в своих усилиях на внутреннем пути, то его ждёт череда озарений, увеличивающих глубину понимания на путях познания реальности мира.