ВСЯ ЖИЗНЬ – ЕСТЬ ЙОГА

 

Йога – это усилие, направленное к совершенству через последовательное раскрытие человеком своих бесконечных потенциальных возможностей.

Любое живое существо, кроме человека, живущее на Земле, имеет ограниченные возможности, определяющие его способность к выживанию и приспособлению к меняющимся условиям его существования в земных условиях.

Особенностью человека в отличие от других форм жизни на Земле, является способность его не только осознавать внешнюю реальность, но и самого себя в ней, и отражать её во внутреннем поле своего мировоззрения. Все значимости внешнего мира, включая самого человека, располагаются в поле его мировоззрения, в зависимости от степени их важности. В самом центре поля мировоззрения находятся наиболее значимые объекты, а на его периферии – наименее важные – второстепенные значимости. Причём, в зависимости от обстоятельств, отношение к различным значимостям внешнего мира у человека может меняться, что вызывает перестановку объектов в поле мировоззрения человека, и более значимые из них перемещаются ближе к центру поля мировоззрения или даже вытесняют, прежде центральную значимость на второстепенное место, занимая его положение.

Таким образом, мировоззрение человека содержит в себе не копии значимостей внешнего мира, которые могут быть общепринятыми и индивидуальными для каждого человека. причём, индивидуальное отношение человека к общепринятым значимостям может значительно отличаться от отношения к этим же самым значимостям других людей. Так Исав поменял своё первородство за миску похлёбки, так как очень хотел есть. И каждый человек отдаст все свои материальные ценности за миску еды, если он будет умирать от голода. Действительно, мёртвому не нужны ни богатства, ни власть. Интересно, но каждый очень богатый человек знает, что эти богатства или власть, он не унесёт с собой, когда тело его будет непригодно для жизни, но он будет держаться за богатство и за власть до последнего, так как это придаёт ему значимость. Но если ему будет предложен выбор: «кошелёк или жизнь», то он предпочтёт жизнь, и отдаст кошелёк. Можно сказать, что все богатства мира и даже вся власть над миром не стоят одной человеческой жизни. Но это верно только тогда, когда речь идёт о собственной жизни человека. Человек может отдать свою жизнь за другого человека, за свою родину и, наконец, за свою честь, идею, свободу, из-за невозможности такой жизни. И человек может отдать свою жизнь, посвятив её служению Богу. Не религиозному, но стать исполнителем Его воли, следуя Его намерению. Но для этого необходимо стать подобным Ему. Быть подобным Богу – это не значит, быть похожим на Него, но стать частью Его намерения, при этом намерения человека и Бога будут совпадать. Рассмотрим некоторые проявления Божественного намерения, которым человек может следовать: В каждом проявлении Божественного намерения Бог реализует своё стремление к бесконечному совершенству. На каждом плане сознания Бог проявляет себя в соответствии с предназначением этого плана. В земных условиях, в которых присутствует сознание всех планов реальности мироздания, это может проявляться в человечестве как всевозможные процессы взаимоотношений всех народов между собой, а так же отношений людей друг с другом и отношением их к самим себе. Поток Божественного намерения в своих проявлениях всегда последователен и упорядочен в стремлениях к совершенству. Ко всему сущему в Мироздании Бог относится с состраданием, которое проявляется в создании условий, которые могли бы сделать человека более совершенным, что возможно только в том случае, когда человек находится в условиях, в которых ему приходится решать всевозможные проблемы, осознавать их влияния на него и при этом быть максимально бдительным, восприимчивым и находится в состоянии максимального внутреннего покоя и неподвижности. Когда Шри Ауробиндо сказал: «исследуйте себя беспощадно», то этим самым он указал, что всевозможные внутренние состояния необходимо осознавать, для чего они и проявляются, а не реализовать. При этом, чем человек бдительнее, тем раньше он осознаёт эти состояния, до того, как они усилятся, что в значительной степени облегчит его работу. К тому же, слабо выраженные внутренние состояния будут требовать от него более высокой восприимчивости, что возможно только при глубоком внутреннем покое. Любое проявление Божественного намерения в своих проявлениях не содержит случайностей, и любое событие имеет своё предназначение и подготовку к следующему шагу, каждый из которых совершенен и имеет своё начало, основную его часть и завершение. Нет в Божественном намерении разделённости или отвлечения к чему-то случайному, от его основной работы. Все проявления Божественного намерения взаимно влияют и дополняют друг друга. Все части Божественного намерения имеют одно и то же направление, ведущее к бесконечному совершенству. Вся человеческая жизнь, во всех её проявлениях должна без остатка быть посвящена Божественной работе.

Мы говорим, что все части Божественного намерения устремлены к бесконечному совершенству. Но мы не знаем и никогда не узнаем, чем является то совершенство, к которому устремлено Божественное намерение. Мы можем только предполагать, что Божественное Мироздание имеет бесчисленное количество граней, и каждая из них в своём стремлении к восхождению в направлении совершенства – беспредельна. У бесконечности или беспредельности есть ещё одна очень важная особенность – у неё нет остановок, нет объектов, которые были бы завершены в своём совершенстве. Божественное намерение, устремлённое к совершенству – это беспрерывный поток или процесс совершенствования, в котором участвуют все объекты Мироздания. И нет ни одного из них, которое уже достигло бы своего окончательного совершенства. Поэтому, главным стремлением человека, идущего духовным путём, является исследование самого себя, направленное на осознание своих несовершенств, которые не только внутренне, но и внешне проявляют себя в отношениях человека с окружающей его реальности. При этом, духовный искатель должен знать, что любые события, происходящие вокруг него, и те из них, которые направлены на взаимоотношения с ним, будут ли они вызывать в нём положительные или отрицательные состояния, или же состояния приятия или неприятия, или даже воспоминания о таких событиях, или ожидание возникновения их в будущем – появились не случайно, так как у Бога ничего случайного не бывает, но для того, чтобы помочь человеку осознать в себе несовершенства. Если человек в своих стремлениях к совершенству искренен, то он не будет искать оправдания своим реакциям в ответ на негативные обстоятельства, но поняв свои реакции, будет благодарен обстоятельствам, позволивших ему осознать какие-то из своих несовершенств. Любое эмоциональное состояние стремится овладеть сознанием человека и сделать его исполнителем своей воли. Это происходит потому, что эмоциональные реакции или состояния являются проявлением какого-либо из планов сознания. А мы помним, что каждый план сознания имеет свою индивидуальность и свои намерения. И тогда любые состояния, которые стремятся захватить сознание человека, имеют соответствующую этому плану сознания индивидуальность. Любое эмоциональное состояние в самом начале своего проявления в человеке выражено незначительно, и если человек в этот период времени осознает его, то его внимание, наблюдающее за этим состоянием, может легко нейтрализовать его или же изменить частоту его вибраций, сделав её более высокой, соответствующей «Свидетелю», наблюдающему за ней. Это объясняется тем, что наблюдающее внимание человека всегда трансформирует то, что оно исследует. Если человек бдителен и восприимчив, что возможно только при внутренней неподвижности и тишине, то он может осознать любые внутренние состояния в самый начальный момент их появления, что в значительной степени помогает человеку овладеть этими состояниями.

Чаще всего различные внутренние состояния человек осознаёт в связи с какими-то внешними обстоятельствами. Его внимание при этом разделяется на две части: внешняя часть его осознаёт обстоятельства, которые вызвали какое-то эмоциональное состояние, а внутреннее внимание помогает человеку осознать эмоциональное состояние на внешние обстоятельства. Но всё это является только началом внутренней, да и внешней тоже, работы человека, в которой человек проявляет своё отношение к осознанным обстоятельствам и вносит поправки в свои взаимодействии с обстоятельствами.

Практически, любая деятельность человека при взаимоотношениях с внешней реальностью в конкретных обстоятельствах совершается в виде циклов – начало, основной процесс, завершение. Если человек нарушает структуру циклов, то это свидетельствует о его внутренней неупорядоченности и, возможно, недостаточном количестве энергии, необходимой для завершения цикла. Но чаще всего циклы намеренной и осознанной деятельности человека не завершаются только потому, что из многих субличностей, только некоторые и них организованы и выполняют осознанное намерение человека. Остальные же, находятся под влиянием внешних обстоятельств или же человеческих желаний и чаще всего предпочитают приятное времяпровождение или ничегонеделание. Эти субличности должны быть перевоспитаны человеком и получить специализацию, соответствующую основным позитивным интересам человека. Духовный искатель должен приложить для этого достаточно усилий, чтобы эти неорганизованные субличности соответствовали целям его жизни. Особенно большое значение в жизни духовного искателя имеет стремление к знанию, пониманию того, что всё происходящее в мире и им самим, имеет ту цель, которая определяется Божественным в судьбах всего человечества. И ещё раз повторяю – у Бога нет ничего случайного, недостаточного или же излишнего, но только то, что необходимо в его бесконечной работе на путях, ведущих к бесконечному совершенству.