Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО

Петр Зорин

2020-03-15

 

Человек – двойственное существо: внутренняя истинная его часть открыта беспредельности Мироздания и функционально тесно связана с ним. Она так же беспредельна и вечна и, кроме того, внутренняя истинная часть человека связана с информационным полем сознания всего Мироздания, которое содержит в себе не только знания реальности Мироздания, но и направление его эволюции, и её предназначение. И всё это реализуется через бесчисленное количество вселенных, каждая из которых является сознательной индивидуальностью, содержащей в себе неисчислимое число форм жизни, каждая из которых имеет своё предназначение.

Внешняя часть человеческого существа открыта проявленному миру и эго, как страж у врат бесконечности, тщательно экранирует от внешней части сознания человека, ума, витала, тела желаний и сознания физического тела истинную часть человеческого существа, направляя их внимание на проявленную реальность с её значимостями. Шри Ауробиндо однажды сказал, что надо полностью избавиться от эго. Конечно же, он имел в виду, что человек однажды должен стать целостным существом. Но тогда может возникнуть вопрос: для чего в человеке, и не только в человеке изначально существует эго, по-видимому, оно имеет своё предназначение? Не является ли его предназначением создание человеку условий, которые необходимы для трансформации его сознания. Шри Ауробиндо говорил: «исследуйте себя беспощадно», что, конечно же, имело определённую цель. Можно исследовать свои различные внутренние состояния с целью подчинения их своей воле, можно исследовать их с познавательной целью, и можно заниматься самоисследованием для того, чтобы сформировать «Свидетеля», который не только исследует всевозможные внутренние состояния, но и формирует более высокий уровень сознания человека. При этом, исследования внутренних состояний могут проводиться, когда эти состояния уже прошли, или же тогда, когда они уже проявили себя. Но исследовать свои внутренние состояния очень трудно, если человек уже захвачен ими, потому что любые состояния, захватившие человека, стремятся подчинить себе его сознание и сделать его инструментом в своей реализации. И чем интенсивнее выражены внутренние состояния, тем быстрее они захватывают сознание человека и подчиняют его себе. В этот период никакое исследование эмоциональных состояний становится невозможным. Человек может только тогда быть свободным от захваченности каким-то состоянием, когда в нём есть какая-то часть сознания свободная от захваченности, которая знает, что этой захваченности не должно быть. При этом, эмоциональное состояние или желание, стремящееся захватить человека и сделать его своим исполнителем, в ответ может приводить аргументы, оправдывающие необходимость захваченности и соответствующих действий под его влиянием. Любая захваченность какой-либо эмоцией или желанием проявляет себя как одномерная сознательная индивидуальность, у которой есть только одна цель – реализовать себя, используя возможности человека. Более того, если вы преодолели какое-либо желание или эмоциональное состояние, и не реализовали их, то это совсем не означает, что вы их победили, совсем нет, они только отступили, и будут выжидать удобного случая, чтобы захватить вас врасплох. Предположим, вечером, когда ваша семья была вся в сборе, по какому-то поводу возник конфликт, и мишенью этого конфликта были вы. И, конечно же, ваше эго тут же грудью встало на защиту вашей правоты, и вы были готовы противостоять обвинению в ваш адрес. Но вы подавили поднимающуюся волну гнева, и спокойно ответили на атаку, поднимающуюся против вас. Вы были довольны своей выдержкой, но заметьте, это было удовлетворение вашего эго – вы осознали себя более значимым, чем те, которые были по другую сторону конфликта и, поэтому, вы ещё не победили свой «справедливый» гнев, и он найдёт момент, когда вы не будете бдительными и овладеет вами. Может быть завтра, а может быть и сегодня, когда вы не будете бдительными.

У человека есть две величайших зависимости – одна из них привязывает его к проявленному миру с его значимостями, другая – к своему эго, которое тоже значимость, но уже самого себя. И обе эти значимости – иллюзорны. Внешний проявленный мир во всех своих проявлениях предназначен для эволюции сознания человека, но не для животного, хотя и очеловеченного, его существования. На самом деле такого человека, которого стремится создать Высшая природа, на Земле ещё не существует. А та социальная пирамида жизни, которая бы эффективно обеспечивала эволюцию сознания человека – извращена, и вместо восхождения сознания ведёт к его деградации. Если сравнить любое государство с человеческим организмом, то можно сказать, что центральная нервная система живёт не для себя, а для благополучия всего организма, и каждый орган в этом организме живёт не для себя, а для всего организма, и даже каждая клетка, из которых состоят все органы, так же живёт не для себя, а для всего организма, который благоденствует только потому, что все его части живут не для себя. И только клетки злокачественной опухоли живут для себя, этим самым истощая весь живой организм, и ведут его к деградации.

Все значимости проявленного мира имеют двойное предназначение – одно из них ведёт к восхождению сознания, другое – к его деградации, и нет  способов, при помощи которых человечество могло бы занять нейтральную позицию между этими крайностями. Конечно, можно говорить о равновесии между той частью человечества, которая стремится к совершенству своего сознания и теми, которые, которые хотят жить  для собственного благополучия и удовольствий. Правда, пределов благополучию, как и удовольствиям, не существует, и если людей сравнивать с клетками организма, то можно сказать, что некоторые из них стремясь к беспредельному материальному благополучию и удовольствиям, постепенно становятся злокачественными, так как от общечеловеческого «пирога» присваивают себе кусок побольше, этим самым вынуждая остальных затягивать на животе ремни потуже. Но все мы смертны, и ещё ни одному сверхбогатому человеку, не удалось съесть присвоенный себе кусок «пирога» в течение всей своей жизни. Есть такая восточная мудрость: «Истинные ценности не подвластны времени, всегда находятся с тобой, в тебе и вокруг тебя. Это ты сам, то, чем ты дышишь, на чём стоишь, чем утоляешь свой голод и жажду, что согревает твоё тело, всё остальное не имеет никакого значения». Смысл этого изречения состоит в том, что для человека необходимым является только то, что поддерживает его жизнь, – крыша над головой, одежда и пища, необходимый для него источник информации. И всё это он может иметь, прилагая определённые, необходимые для этого усилия. Но основной причиной присвоения богатств являются не сами богатства, а значимость, которую придают этому человеку его богатства. Каждый человек стремится быть хоть в чём-то значимым, и для этого могут быть использованы любые средства. «Храбрец окружает себя им же самим созданным ореолом романтической возвышенности. Мать – ореолом добродетели или ореолом добровольного мученичества. Учитель пребывает в плену всезнания. Бизнесмен – участника конкурентной борьбы и т.д. И ни один из этих идолопоклонников, играющих самые разные роли, не строит своих взаимоотношений с окружающими или с самим собой, на основе искренности, и не даёт возможности другим людям вступить в такие отношения с ним. Все его взаимоотношения касаются только созданного им образа. Для окружающих этот образ должен заменить реального человека, но на самом деле он является только частью его личности. Он не может отражать глубину и целостность, заложенные в этой личности» – Гэри Зукав: «Сердце души». Таким образом, значимости мира, часто, нужны человеку, чтобы подчеркнуть или увеличить значимость самого себя. Значимость, в конечном счёте – это всегда власть. И это всегда власть дьявола. Вспомним слова дьявола, который искушал Иисуса Христа: «мне дана власть над этим миром…». На самом деле, любая захваченность в этом проявленном мире – это соответствующая наркомания, даже захваченность привязанностями к любым значимостям этого мира. И при изменении направленности своей жизни, что приводит к освобождению от зависимостей, привязывающих человека к значимостям проявленного мира, наступает состояние абстиненции и соответствующая психологическая и даже физическая «ломка», как и при отказе от химических наркотиков. Поэтому, когда человек встаёт на внутренний путь, не должно быть спешки, но необходима внимательная осознанная тщательность даже в мелочах. Сами по себе ментальные знания не имеют никакого значения, если они не стали частью, опорой личности человека. И в любом случае, если человек собирается исследовать свой внутренний мир, у него должно быть соответствующее намерение, в котором обязательно должны быть отражены цели исследования различных внутренних состояний. При этом, человек должен исследовать в себе не только какие-либо негативные состояния или желания, или же эгоистические стремления, но и положительные состояния и стремления, так как они в не меньшей степени привязывают человека к значимостям проявленного мира. исследовать необходимо тщательно, так как каждое проявление во внутреннем мире является средством, привязывания человека к этому миру. Тщательно и настойчиво исследуя свою человеческую природу, духовный искатель этим самым трансформирует её в соответствии с более высоким планом сознания формирующегося Свидетеля. Таким образом, один и тот же проявленный мир для одних людей является их прибежищем и средством, при помощи которого увеличивается собственная значимость человека, а для других служит школой, пройдя обучение которой, они получают возможность встать на путь, ведущий к бесконечному познанию и соответствующей трансформации самого себя.